Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

АНАЛИТИКА

08 октября, 12:29

Как защитить свои права, если на рынке появился контрафакт под вашим товарным знаком?

Чиновники Евросоюза бьют тревогу: Россия занимает второе место в мире по объемам производства и реализации контрафактной продукции, уступая по этим показателям только Китаю. СМИ и чиновники постоянно говорят о том, что нелегальные товары наносят серьезный ущерб бюджету и потребителям, но почему-то редко кто вспоминает о потерях, которые несут добросовестные отечественные и зарубежные товаропроизводители. Подсчитать, сколько отечественный бизнес теряет из-за фальсификата практически невозможно, но очевидно, что эта сумма очень внушительна.

Фальсифицированная продукция может быть различной: иногда подделки внешне совершенно не похожи на товары правообладателя и сделаны неаккуратно, но есть и такой контрафакт, который с первого взгляда сложно отличить от оригинала. Тем не менее, у всех подделок имеется общая черта – низкое качество. Ведь главная задача подпольных производителей - получить максимальную выгоду, экономя на материалах и технологиях. И уж конечно, не приходится говорить о том, чтобы фальсификат соответствовал каким-либо ГОСТам или требованиям, предъявляемым к данной группе товара. Качество контрафактной продукции наносит компании-правообладателю товарного знака, которым она маркирована, еще больший вред, чем материальные убытки: падает престиж предприятия и уровень доверия к нему со стороны покупателей.

Если вы столкнулись с тем, что на рынке появились подделки вашей продукции – начинайте собирать доказательства и постарайтесь найти виновника. Как правило, главная проблема любого дела о контрафакте заключается в необходимости доказательства того, что именно та компания, которой вы предъявляете претензии, нарушает ваши права и незаконно используют принадлежащий вам товарный знак. Доказательством вины ответчика могут служить образцы поддельной продукции, любые бумаги, подтверждающие факт продажи, нотариально заверенный протокол осмотра сайта (в том случае, если контрафакт реализуется через Интернет).

Не менее важно грамотно оценить возможности своей компании, в частности провести проверку того, как была проведена регистрация знака, используемого на контрафакте. Не было ли допущено ошибок или нарушений законодательства? Является ли регистрация действительной? Только в том случае, если вы уверенны в том, что ваши права действительны, можно двигаться дальше, в противном случае прежде чем начать борьбу с контрафактом, необходимо устранить все неточности и обеспечить своему товарному знаку 100% защиту.

Современное законодательство предлагает правообладателю несколько вариантов защиты собственного товарного знака, но начинать разбирательство в любом случае стоит с отправки ответчику досудебной претензии. Часто этого бывает достаточно для того, чтобы если не урегулировать ситуацию, то хотя бы начать переговоры с нарушителем ваших прав. В претензии вы должны потребовать от компании-ответчика прекращения использования принадлежащего вам знака, указав, что его действия незаконны, и приложить к бумаге документы, подтверждающие ваши права. Если нарушитель оставляет ваше обращение без внимания и продолжает использовать товарный знак, это свидетельствует о злонамеренности его действий и умышленном использовании принадлежащего вам изображения. Конечно, в этом случае рассчитывать на разрешение ситуации мирным путем правообладателю не приходится.

Второй вариант защиты собственных прав – обращение в полицию с соответствующим заявлением, по которому правоохранительные органы должны будут возбудить дело об административном или уголовном нарушении. В первом случае нарушителя могут оштрафовать, если же речь идет о крупном нарушении (более 1,5 млн рублей), санкции также будут более серьезными. Полиция имеет право арестовать или уничтожить контрафактный товар, но просто запретить нарушителю использовать его, к сожалению, не имеет права. Такое решение может вынести только суд.

Обратиться в суд можно как после проведения расследования правоохранительными органами, так и параллельно с полицейским разбирательством. В первом случае, если факт нарушений подтвержден полицией, правообладателю даже не потребуется что-то доказывать суду: достаточно будет подать заявление о вынесении запрета на использование торгового знака и взыскании компенсации в размере до 5 млн рублей или двойной стоимости контрафактной продукции. Во втором случае в суд необходимо представить все доказательства вины ответчика.

Еще один вариант – подача заявления в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с требованием о признании действий нарушителя актом недобросовестной конкуренции. Обратиться можно как в федеральное отделение службы, так и в ее региональные офисы. Главное преимущество обращения к антимонопольщикам перед обращением в суд заключается в том, что представители ФАС могут сами истребовать у ответчика документы, подтверждающие факт нарушения, тогда как при обращении в суд доказательное бремя полностью ложиться на правообладателя.

Если Федеральная антимонопольная служба признает, что компания-нарушитель виновна в недобросовестной конкуренции, с нее может быть взыскан штраф, размер которого варьируется от 1 до 10% оборота всего товара одной группы, реализуемого компанией. Например, если контрактной продукцией является алкоголь и, в частности, водка, а компания нарушитель продает 15 различных ее марок, сумма штрафа будет рассчитываться от оборота всех товаров этой группы.

Куда обращаться в первую очередь и как спланировать свои действия таким образом, чтобы быстро и с минимальными потерями отстоять собственные права, зависит от конкретного случая. В отдельных ситуациях может быть выгодно обратиться лишь в одну из названных инстанций, в других – подать заявления сразу в несколько. Как лучше поступить в вашем конкретном случае – подскажет эксперт.

Код для вставки в блог

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru