Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

АНАЛИТИКА

17 сентября, 12:08

Товарный знак: каким он должен быть и как его зарегистрировать?

Практически любая компания, продвигающая свои товары и услуги, должна иметь собственный товарный знак. За последние 50 лет товарные знаки или торговые марки стали неотъемлемой частью любого бизнеса. Согласно законодательству нашей страны, именно они служат средством индивидуализации продукции юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Любой товар или услуга вызывают у покупателя определенные эмоции: потребитель оценивает их качество, вид, цену, после чего формирует собственное мнение о продукте - положительное или отрицательное. И именно товарный знак помогает человеку находить нравящийся ему товар среди продукции конкурентов.

Несмотря на очевидную необходимость использования товарных знаков, в нашей стране этот вид интеллектуальной собственности массово начал появляться относительно недавно. В СССР торговых знаков практически не было, поскольку не было конкуренции, а спрос превышал предложение. Те немногочисленные отечественные марки, которые дожили до наших дней и стали мировыми брэндами, выделились прежде всего благодаря своему высокому качеству.

Товарный знак был признан объектом интеллектуальной собственности, обладающим словесным, графическим и объемным атрибутами только в 70-х годах прошлого века, когда СССР ратифицировал две международные конвенции о товарных марках. Только после этого в России стали появляться собственные марки, и то их было совсем немного. После распада СССР, когда в нашу страну хлынул поток зарубежных товаров, отечественные производители наконец задумались о необходимости брендирования собственной продукции. Именно тогда на рынке появились многие известные сегодня марки, среди которых «КампоМос», пиво «Балтика» и «Останкинское молоко».

Сегодня необходимость иметь собственную торговую марку осознали не только крупные отечественные производители, но и малые предприятия. Ведь именно регистрация товарного знака позволяет компании донести информацию о себе, а также о своей продукции до потребителя. Поэтому число зарегистрированных торговых знаков постоянно растет: ежегодно в Федеральную службу по интеллектуальной собственности подается более 50 тысяч заявок. По данным различных источников, в 15-40% случаев служба отказывает в регистрации. Причин для отказа много: неверно заполненные документы, неправильно составленный сам знак.

Каким же должен быть товарный знак и как зарегистрировать торговую марку?

Основываясь на опыте компаний, уже ставших обладателями собственного бренда, можно сделать вывод, что торговый знак должен:

  • рассказывать потребителю о преимуществах товара;
  • адресоваться определенному кругу потенциальных потребителей;
  • легко произноситься и запоминаться.

Кроме того, определенные ограничения на товарные знаки накладывает закон. В частности, для обозначения бренда нельзя использовать общеупотребительные термины и слова: то есть, если ваша компания выпускает копировальную технику, зарегистрировать бренд «ксерокс» не удастся. Также Роспатент откажет в регистрации знака, если он содержит общеизвестные описания и фамилии, а также в том случае, если он схож до степени смешения с уже существующими обозначениями, или если название является ругательством или оскорблением. Это далеко не полный список оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака, который содержится в статье 1483 IV части ГК РФ.

Но допустим, что вы определились с образом своего товарного знака. Что делать дальше? Ответ прост – регистрировать!

Первое, что нужно сделать – определить, для каких товаров или услуг будет использоваться товарный знак. Это позволит сузить поле поиска схожих обозначений. Искать похожие товарные знаки можно самостоятельно по базе Роспатента, которая есть в интернете(доступ к полнотекстовым базам предоставляется на платной основе). Однако важно иметь ввиду, что в эту базу внесены только те знаки, которые уже получили свидетельства о регистрации. Поданные в службу заявки здесь не значатся. Получить более достоверную информацию можно воспользовавшись услугами компаний, имеющих доступ к базе заявок. Теоретически «полный» поиск можно заказать и в самом Роспатенте, однако, хоть эта процедура занимает от трех дней до недели, сотрудники государственной службы выполняют ее за месяц, а при сокращении сроков поиска стоимость услуги растет в геометрической прогрессии.

Если вы определили, что препятствий к регистрации знака нет, можно переходить ко второму этапу. Это составление заявки и подача ее в патентное ведомство. Здесь не должно возникнуть сложностей, поскольку бланки и примеры их заполнения имеются на сайте регистратора. После того как документы в Роспатент отправлены, вы получите приоритетную справку, подтверждающую тот факт, что документы действительно поданы. Остается только ждать.

Срок регистрации товарных знаков в нашей стране составляет около 12 месяцев. За это время ведомство проведет еще одну экспертизу по сходным знакам, а также проверит, удовлетворяет ли ваше обозначение условиям, прописанным в Гражданском кодексе. Если все хорошо, через год вы получите решение о регистрации. Помните, что с момента регистрации товарного знака он принадлежит правообладателю на 10 лет, причем срок исчисляется не с момента выдачи свидетельства, а с даты подачи заявки. После этого правовая охрана изображения может быть продлена по вашему заявлению еще на такой же срок.

Но если все так просто, почему же Роспатент часто отказывает заявителям в регистрации товарных знаков? Самая частая причина – наличие сходных знаков. Сайт Роспатента показывает схожесть изображений в процентном соотношении, но на практике это соотношение часто не соответствует действительности. Может случиться, что для практически идентичных знаков система выдаст полное отсутствие сходства, тогда как специалисты Роспатента, конечно, посчитают наличие сходного изображения основанием для отказа в регистрации.

Еще одна ошибка, которую часто допускают заявители, - несоблюдение требований, предъявляемых к товарным знакам. Поэтому прежде чем отправлять документы в Роспатент стоит еще раз ознакомиться с ГК и убедиться, что ваше изображение удовлетворяет описанным в законе условиям.

Значительное количество проблем возникает с описанием знака, с составлением перечня товаров. Некоторые компании заявляют слишком много категорий, другие наоборот – мало, а кто-то и вовсе указывает в заявке товары, которых нет в категориях МКТУ.

И еще один важный момент. Если вы хотите зарегистрировать собственный товарный знак, вы должны понимать, что в некоторых случаях подачи одной заявки будет не достаточно. Если вы давно на рынке и уже являетесь владельцем полюбившегося покупателям бренда, пусть пока и не зарегистрированного, необходимо подавать заявки и на словесный знак, и на изображение, и на комбинированный знак.

Код для вставки в блог

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru