Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

АНАЛИТИКА

10 мая, 11:51

Предоставление инвестиций госучреждению: выбор формы управления

При предоставлении бюджетных инвестиций государственным учреждениям обычно встает вопрос - кто и в какой форме будет управлять данными ресурсами. Вопрос уместен: выделение таких бюджетных ассигнований строится на долгосрочной основе, а управление ими часто требует специальных знаний (например, в области строительства и пр.). При этом учреждение владеет всеми предоставленными ему средствами не на праве собственности, а на праве оперативного управления.

Можно поручить этот процесс самому учреждению, что вполне обоснованно при относительно небольших объемах вложений. Но если это уникальные долгосрочные проекты, то в учреждении не всегда имеются специалисты нужной квалификации.

На выбор

В последнем случае для собственника средств возможен выбор из нескольких вариантов.

Например, уместно создание отдельного юридического лица в форме государственного учреждения (не автономного), учредителем которого будет соответствующее публично-правовое образование. В соответствии с федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации могут создаваться, в том числе, для достижения управленческих целей. Однако, независимо от типа учреждения, функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным органом исполнительной власти.

Обычно, в силу распределения полномочий между органами исполнительной власти соответствующего публично-правового образования такими функциями обладает так называемый отраслевой орган, то есть структура, ответственная за развитие той сферы, где действует основное учреждение, которому выделяются инвестиции (культура, здравоохранение, образование и пр.), а не орган, уполномоченный в сфере экономики. Именно отраслевые органы обычно обладают полномочиями по размещению заказов и заключению государственных контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности и по осуществлению функций государственного заказчика целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленных сферах их деятельности.

Кроме того, в данном случае именно орган, осуществляющий полномочия учредителя учреждения, будет давать государственное задание на оказание услуг и выполнение работ данному учреждению, и выделять субсидию на соответствующий объем госзадания.

Если для управления инвестициями будет избрана форма автономного учреждения, то, в соответствии с федеральным законом от 3 ноября 2006 года №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», помимо отраслевого органа в структуру управления таким учреждением можно будет ввести и представителей органа, ответственного за развитие экономики на данной территории.

В соответствии с указанным законом органами управления автономного учреждения является, в том числе, и его наблюдательный совет. Он представляет собой коллегиальный орган, включающий представителей учредителя - публично-правового образования. В состав такого органа входит не менее пяти и не более одиннадцати членов. Это должны быть представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, а также представители общественности. В совет могут входить и представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения.

Таким образом, возможно влияние учредителя не только при предоставлении субсидий и формирования госзадания, но и в сфере непосредственного управления учреждением и осуществления им своей деятельности по управлению бюджетными инвестициями.

Если же рассматривать вариант создания унитарного предприятия, каковым в соответствии с федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» является  коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником, в данном случае такому юридическому лицу будет очень сложно предоставить средства из бюджета на реализацию его задач как управляющего инвестициями. При этом участвовать в освоении инвестиций оно сможет только на общих основаниях на конкурсной основе. Таким образом, данный вариант представляется не практичным и нерациональным.

Версия практиков

Иногда оптимальным вариантом практикам видится создание для таких функций управляющей компании по аналогии со сферой ЖКХ. В этом случае с управляющей организацией может быть заключен договор доверительного управления имуществом (в данном случае - инвестициями) в соответствии со статьей 1012 Гражданского кодекса (ГК) РФ. Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Доверительным управляющим может быть созданная для этого коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), но не сам орган государственной власти.

В нашем случае процесс выстраивания отношений между сторонами может выглядеть следующим образом. Управляющая организация берет на себя обязательство перед собственником имущества выполнить определенный объем работ, связанных с освоением или управлением выделенными инвестициями. Для этого она может заключить необходимые договоры с подрядчиками, контролировать работы и осуществить их приемку вместе с собственником имущества и контролирующими органами. При этом стоимость работ финансируется за счет бюджетных средств в виде инвестиций, которые выделяются управляющей компании на основании соглашения о предоставлении субсидии при условии выполнения ряда факторов, установленных учредителем на основании требований бюджетного и гражданского законодательства.

Выводы

В любом из представленных вариантов как при управлении инвестициями, так и при выполнении функций по их использованию, в случае создания нового юридического лица учредителем станет являться само публично-правовое образование. Его функции будет выполнять отраслевой орган, если иное распределение полномочий не будет предусмотрено нормативно-правовыми актами соответствующего уровня.

Если же будет избран путь создания учреждения с наблюдательным советом в качестве органа управления учреждением (такой орган не запрещен для бюджетного или казенного учреждения, но не используется в их структурах на практике), в его состав возможно ввести представителей органов по управлению имуществом и экономикой.

Код для вставки в блог

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru