АНАЛИТИКА
Частное морское право в России: quo vadis?
Россия является морской державой, и не просто державой, а самой крупной морской державой мира. Почти больше половины границ России омывается морями, что делает ее геополитическое положение очень выгодным по сравнению с другими странами мира.
Однако в сравнении с другими морскими державами мира, как например, Великобританией, Канадой и США, уровень развития частного морского права оставляет желать лучшего.
Нельзя сказать, что Советский период отрицательно повлиял на развитие частного морского права в России. Совсем наоборот, в Советский период, частному морскому праву уделяли очень большое внимание.
Свидетельством этому является создание Морской Арбитражной Комиссии (МАК) в 1930 году, когда еще только шло формирование не только советского права, но и самого советского общественного строя.
Причиной создания МАК являлся в первую очередь, «специфический характер отношений, создающихся при оказании помощи на море, требует наличия специальных знаний у лиц, разрешающих споры, какими знаниями обычные суды не располагают» (А.Д. Кейлин, Специальный бюллетень, посвященный вопросам Торгового Мореплавания и Морского Права // Иностранная торговая информация информационно-экономического отдела Всесоюзно-Западной торговой палаты. – М.: Мособлит, 1930. С. 5).
Иными словами, недостаток знаний и навыков в сфере морского права стал основным стимулом для создания специализированного характера арбитражного института, который обладал признаками независимого и беспристрастного суда. Советские власти не стали доверять такую трудную и комплексную систему права простым судьям, что является показателем того, насколько было серьезным отношение к этому институту права.
Даже само количество периодических изданий, посвященных морскому праву, таких как Торговое мореплавание и морское право, Морской флот, Морской транспорт, Морское право и практика: Информационный сборник и др., говорит о том, как много внимания уделяли частному морскому праву в СССР.
Если же взять для сравнения развитие частного морского права, то можно обнаружить, что большинство научных журналов были коммерциализированы, а специфических журналов, посвященных морскому праву и вовсе нет.
Недавно возрожденный интерес к частному морскому праву подогретый по большей части инициативами А.И. Муранова, говорят о многом, но один в поле не воин: несмотря на мощный пиар МАК и международного морского арбитража в средствах массовой информации и социальных сетях, мы наблюдаем фактически полное отсутствие интереса к данной сфере права со стороны юридического сообщества.
Даже юридические фирмы, которые занимаются частным морским правом в России, можно пересчитать по пальцам; занимаются они в большей степени морскими перевозками, куплей-продажей судов и их арестом. Остальные отрасли этого обширного и сложнейшего института находятся в ступоре.
Недавний запуск проекта по морскому праву подтвердил эти опасения: частное морское право испытывает серьезный дефицит внимания.
Но несмотря на почти нулевой интерес со стороны российского юридического общества к этому проекту, мы обнаружили неожиданно приятный и возросший интерес со стороны зарубежных коллег, которые охотно делятся своими наработками в этой сфере.
В Великобритании, как и в США и других западных странах, частному морскому праву уделяется огромное значение. Об этом говорит наличие не только огромного законодательного аппарата, но и обособленной судебной практики, а также известных образовательных учреждений, которые являются кузницами кадров в сфере частного морского права во всем мире.
В чем причина такого пониженного интереса к этой сфере права в России? Думаю, причин несколько. Первая – это отсутствие кадров в этой сфере. Большинство юристов изначально специализируется в других сферах, а уже потом по необходимости квалифицируется в частном морском праве. Вторая причина – отсутствие обновленной информационной базы в сфере частного морского права. Большинство публикаций в этой сфере безнадежно устарело. Третья причина, - это, конечно же, недостаток образовательных учреждений в сфере частного морского права в России. Те же, которые имеются, нуждаются не только в государственной поддержке, но и в поддержке юридического сообщества.
Куда идти дальше? Считаю, что большее сближение с зарубежными коллегами, обмен опытом, популяризация трудов наших ученых за рубежом, равно как и популяризация зарубежных ученых в России станет локомотивом развития частного морского права в России.
Новости
18 августа, 18:17
25 августа состоится онлайн конференция «Российский арбитражный день 2020»
08 июля, 16:31
7-й Международный Благотворительный Забег Юристов Legal Run 2020 пройдет в формате флешмобов
08 мая, 16:03
Российские суды начнут возвращаться к работе с 12 мая
08 мая, 13:01
Песков прокомментировал возможность поэтапного выхода из режима самоизоляции
08 мая, 10:00
Кудрин предложил усилить меры по поддержке малого и среднего бизнеса