Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

АНАЛИТИКА

24 февраля, 13:00
Айбек Ахмедов
LLM, партнер, руководитель практики морского и транспортного права Адвокатское бюро "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры
Биография | Все материалы автора (10)

Частное морское право в России: quo vadis?

Россия является морской державой, и не просто державой, а самой крупной морской державой мира. Почти больше половины границ России омывается морями, что делает ее геополитическое положение очень выгодным по сравнению с другими странами мира.

Однако в сравнении с другими морскими державами мира, как например, Великобританией, Канадой и США, уровень развития частного морского права оставляет желать лучшего.

Нельзя сказать, что Советский период отрицательно повлиял на развитие частного морского права в России. Совсем наоборот, в Советский период, частному морскому праву уделяли очень большое внимание.

Свидетельством этому является создание Морской Арбитражной Комиссии (МАК) в 1930 году, когда еще только шло формирование не только советского права, но и самого советского общественного строя.

Причиной создания МАК являлся в первую очередь, «специфический характер отношений, создающихся при оказании помощи на море, требует наличия специальных знаний у лиц, разрешающих споры, какими знаниями обычные суды не располагают» (А.Д. Кейлин, Специальный бюллетень, посвященный вопросам Торгового Мореплавания и Морского Права // Иностранная торговая информация информационно-экономического отдела Всесоюзно-Западной торговой палаты. – М.: Мособлит, 1930. С. 5).

Иными словами, недостаток знаний и навыков в сфере морского права стал основным стимулом для создания специализированного характера арбитражного института, который обладал признаками независимого и беспристрастного суда. Советские власти не стали доверять такую трудную и комплексную систему права простым судьям, что является показателем того, насколько было серьезным отношение к этому институту права.

Даже само количество периодических изданий, посвященных морскому праву, таких как Торговое мореплавание и морское право, Морской флот, Морской транспорт, Морское право и практика: Информационный сборник и др., говорит о том, как много внимания уделяли частному морскому праву в СССР.

Если же взять для сравнения развитие частного морского права, то можно обнаружить, что большинство научных журналов были коммерциализированы, а специфических журналов, посвященных морскому праву и вовсе нет.

Недавно возрожденный интерес к частному морскому праву подогретый по большей части инициативами А.И. Муранова, говорят о многом, но один в поле не воин: несмотря на мощный пиар МАК и международного морского арбитража в средствах массовой информации и социальных сетях, мы наблюдаем фактически полное отсутствие интереса к данной сфере права со стороны юридического сообщества.

Даже юридические фирмы, которые занимаются частным морским правом в России, можно пересчитать по пальцам; занимаются они в большей степени морскими перевозками, куплей-продажей судов и их арестом. Остальные отрасли этого обширного и сложнейшего института находятся в ступоре.

Недавний запуск проекта по морскому праву подтвердил эти опасения: частное морское право испытывает серьезный дефицит внимания.

Но несмотря на почти нулевой интерес со стороны российского юридического общества к этому проекту, мы обнаружили неожиданно приятный и возросший интерес со стороны зарубежных коллег, которые охотно делятся своими наработками в этой сфере.

В Великобритании, как и в США и других западных странах, частному морскому праву уделяется огромное значение. Об этом говорит наличие не только огромного законодательного аппарата, но и обособленной судебной практики, а также известных образовательных учреждений, которые являются кузницами кадров в сфере частного морского права во всем мире.

В чем причина такого пониженного интереса к этой сфере права в России? Думаю, причин несколько. Первая – это отсутствие кадров в этой сфере. Большинство юристов изначально специализируется в других сферах, а уже потом по необходимости квалифицируется в частном морском праве. Вторая причина – отсутствие обновленной информационной базы в сфере частного морского права. Большинство публикаций в этой сфере безнадежно устарело. Третья причина, - это, конечно же, недостаток образовательных учреждений в сфере частного морского права в России. Те же, которые имеются, нуждаются не только в государственной поддержке, но и в поддержке юридического сообщества.

Куда идти дальше? Считаю, что большее сближение с зарубежными коллегами, обмен опытом, популяризация трудов наших ученых за рубежом, равно как и популяризация зарубежных ученых в России станет локомотивом развития частного морского права в России.

Код для вставки в блог

Обновления в базе Лекспро

06 декабря, 21:44
Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 823 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237"

06 декабря, 20:53
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

06 декабря, 20:43
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

24 ноября, 18:28
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. N 31 г. Москва "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

06 мая, 12:54
<Письмо> Банка России от 30.04.2020 N 015-44/3203 "О представлении микрофинансовыми институтами отчетности"

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru