Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

АНАЛИТИКА

09 апреля, 13:11

Почему важен порт погрузки в договорах морской перевозки?

Порт погрузки имеет первостепенное значение для морских перевозок. Почему? Потому что именно в порту погрузки в некоторых случаях ответственность за товары переходит от продавца к покупателю. Данный момент является важным с точки зрения эффективности международной торговли, особенно в контексте условий поставки Инкотермс.

В договорах, заключенных на условиях поставки FOB (англ. Free On Board — франко борт, буквально — бесплатно на борт судна), порт погрузки является важным, потому что именно в порту отгрузки и заканчиваются обязательства продавца по поставке. В некоторых случаях, проблема состоит в том, что в договоре стороны не указывают определенный порт. Например, если в договоре указано, что погрузка товара должна быть совершена с любого российского порта, то здесь не ясно, в каком именно порту должна осуществляться погрузка. Поэтому очень важно, чтобы стороны указывали если не определенный порт, то определенную группу портов, но во многих случаях даже определенная группа портов могут создать проблемы для сторон.

Выбрать порт или порты?

Договоры, заключенные, например, на проформе, разработанной FOSFA (англ. The Federation of Oils, Seeds and Fats Associations – Федерация ассоциаций масла, семен и жира), дают возможность выбора портов, тогда как договоры, заключенные на проформе, разработанной GAFTA (англ. The Grain and Feed Trade Association - Международная Ассоциация Торговли Зерном и Кормами), такую возможность вообще не предусматривают. Из этого следует, что стороны должны быть предусмотрительными при оговорке условий поставки, хотя если речь идет о договоре на поставку зерна, то он определенно заключается на основании проформы, разработанной GAFTA. Однако в таких случаях, проблема решается включением условия поставки FOB в проформе, разработанной FOSFA.

Интересно, что по договору FOSFA продавец обязан обозначить точный порт, в случае, когда на выбор предоставляется несколько портов. Это означает, что продавец оказывается в куда более трудном положении, так как он обязан будет знать порты в стране покупателя, хотя в международной торговой практике этим вопросом занимаются представители продавцов или экспедиторы. В договорах, основанных на условиях FOB, обязанность номинирования порта налагается на покупателя, а не на продавца.

Вовремя уведомить

После номинирования судна важно, чтобы другая сторона была уведомлена об этом. В контексте договоров, заключенных на условиях FOB, это создает определенные трудности. В первую очередь, продавцу придется уведомить покупателя о времени прибытии судна для того, чтобы покупатель потом мог уведомить продавца о прибытии судна. В этой ситуации продавцу также придется выбрать порт, куда судно могло бы прибыть для погрузки, хотя в судебной практике это обязанность покупателя, а не продавца.

Кроме того, время, в течение которого продавец обязан уведомить покупателя, должно быть разумным, но здесь возникает проблема с понятием «разумный срок». Очевидно, что продавцу будет сложно рассчитывать разумное время, так как он должен в каком-то смысле опираться на номинирование покупателем судна.

Если же продавец опоздает с уведомлением, то у него могут возникнуть проблемы. Допустим, что у иностранного партнера есть возможность поставить товар в немецкие порты, начиная от Гамбурга до Киля до 15 апреля. Если продавец номинирует порт на день позже, то есть 16 апреля, то покупатель имеет право расторгнуть договор на основании нарушения существенного условия договора.

Как важен порт

Порт погрузки, как уже было отмечено, является настолько важным, что после его номинирования продавец не может заставить покупателя изменить его.  Почему не может?

Во-первых, по условиям поставки FOB, покупатель договаривается с перевозчиком о перевозке товаров, поэтому изменение порта погрузки создаст неудобства для перевозчика.

Во-вторых, покупателю придется повторно договариваться о перевозке товара с первоначального порта в новый порт, что может повлечь дополнительные расходы и неудобства.

Когда загружен порт

Сложности также могут возникнуть, когда по прибытии судна порт погрузки оказывается загруженным. В нормальной ситуации судно просто должно ждать, когда освободится причал. Однако это само собой ведет к простою судна, что становиться причиной дополнительных расходов.

В данной ситуации есть один выхода - платить за простой и продлевать время поставки. Но кто же будет платить за простой: покупатель, продавец или они оба?

На практике, согласно условию поставки FOB, покупатель, который не предоставляет судно для погрузки в назначенное время, может воспользоваться оговоркой о продлении времени погрузки, но в этом случае покупателю придется оплатить расходы, понесенные продавцом.

Все зависит от формулировки в договоре

В некоторых случаях покупатель может исключить свою ответственность за простой судна, если применяется правильное толкование положений договора. В некоторых странах в дополнение к стандартным проформам и условиям поставки существуют особые оговорки, которые включаются в договор.

Поэтому обеим сторонам необходимо учитывать не только стандартные условия, но и условия, включенные в договор в силу существующих в определенной стране правил.

5 книг, которые полезно прочитать на эту тему

Инкотермс 2010. Правила ICC по использованию национальных и международных торговых терминов, Инфотропик Медиа, 2010 г.

Шмитгофф, К. М., Экспорт: право и практика международной торговли: Пер. с англ. — М: Юридическая литература, 1993

Lorenzon F., Skajaa L., Baatz Y., Sassoon D.M.: CIF and FOB Contracts, 5th Edition, Sweet & Maxwell, 2012

Michael Bridge, The international sale of goods: Law and Practice, Oxford University Press, 2009

Simon Baughen, Shipping law, Fourth edition, Cavendish Publishing, 2009

Код для вставки в блог

Обновления в базе Лекспро

06 декабря, 21:44
Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 823 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237"

06 декабря, 20:53
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

06 декабря, 20:43
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

24 ноября, 18:28
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. N 31 г. Москва "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

06 мая, 12:54
<Письмо> Банка России от 30.04.2020 N 015-44/3203 "О представлении микрофинансовыми институтами отчетности"

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru