Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

БЛОГИ

Ольга Демидова
Управляющий партнер RichartsMeyer | Legal Recruitment
Биография

Рекрутер: инструкция по применению

В последнее время я заметила приятную тенденцию: качество, культура общения кандидатов с рекрутером медленно, но верно растет. Мне кажется, это связано в первую очередь с тем, что уровень подготовленности, осведомленности соискателей о том, «с каким хлебом» рекрутера употреблять, заметно повысился. Конечно, предела совершенству нет. Всегда были и будут кандидаты, недовольные работой охотников за головами. Иногда это бывает вызвано объективными причинами: к сожалению, на пути соискателей встречаются безграмотные или недостаточно опытные специалисты по подбору персонала. Конечно, бывают и не очень опытные кандидаты: они не знают, как строится процесс работы с рекрутером, в чем его особенности, что можно и нужно ожидать от рекрутера на каждом из этапов общения.

Учитывая, что такое незнание порой рождает непонимание, которое перерастает в недовольство, мне захотелось обобщить, пояснить и структурировать некоторые общие моменты процесса рекрутмента, основываясь на личном опыте. Именно понимание процессов и принципов помогает выстраивать правильные и эффективные отношения.

Чтобы научиться строить работу с консультантом рекрутингового агентства, предлагаю рассмотреть конкретные этапы рекрутмента. Хочу выделить наиболее общие:

1. Определение профиля кандидата

2. Поиск кандидатов

3. Идентификация кандидатов

4. Интервью в агентстве или оценка кандидатов

5. Представление резюме кандидатов заказчику

6. Собеседование у заказчика

7. Сбор рекомендаций

8. Процесс найма

Остановимся на каждом из этапов подробнее

Определение профиля кандидата

Этот этап закладывает базис дальнейшей работы над вакансией: кого, где и на какие деньги будут искать.

Что происходит: рекрутер вместе с клиентом на личной встрече или по телефону обсуждают идеальный профиль будущего сотрудника.

Задачи рекрутера: максимально подробно выяснить информацию о вакансии и компании и понять, где он будет искать таких людей.

Действия рекрутера: готовит описание вакансии для кандидатов; формирует лист компаний-доноров; анализирует предыдущий опыт по аналогичным проектам.

Важно помнить, что компания-заказчик обращается к помощи агентств в тех случаях, когда не имеет ресурсов или хочет задействовать дополнительные способы поиска, не может найти нужного человека самостоятельно. Именно поэтому от рекрутера агентства зачастую ждут кандидатов с теми самыми «перламутровыми пуговицами». Говоря иначе, от рекрутера в первую очередь ждут лучших резюме с рынка. Поэтому не стоит обижаться и тем более сомневаться в профпригодности консультанта по подбору, если тот отказал на этапе рассмотрения вашего резюме по формальным признакам. Если заказчик требует опыт работы с ВЭД, то профессиональный рекрутер не станет представлять резюме кандидата без соответствующего опыта. Как ни печально, но в данном случае сопроводительное письмо с текстом «посмотрите, пожалуйста, резюме этого кандидата, он хоть и без опыта, но такой хороший человек» не работает. Кроме того, встречаются ситуации, когда клиент по определенным причинам выдвигает жесткий возрастной или половой ценз.

В процессе поиска заказчик может поменять требования, иногда кардинально, поэтому не стоит удивляться, если рекрутер перезвонит через некоторое время с предложением вновь обсудить «старую» вакансию.

Поиск кандидатов

На данном этапе рекрутер ищет кандидатов по различным источникам и анализирует соответствие их резюме формальным требованиям вакансии.

Что происходит: рекрутер просматривает резюме потенциальных кандидатов в своей базе данных, на работных сайтах, карточки на LinkedIn и других профессиональных сетях, после чего выбирает наиболее соответствующие формальным критериям резюме; публикует вакансию в разных источниках, а кандидат самостоятельно откликается на размещенную вакансию.

Задача рекрутера: найти в открытых источниках или методом прямого поиска наиболее подходящие резюме, основываясь на формальных критериях.

Действия рекрутера: вносит резюме кандидата в базу данных по конкретной вакансии или вносит резюме потенциального кандидата с интересным опытом для будущих проектов; предоставляет обратную связь кандидату по факту получения резюме.
Задача кандидата: презентовать свой опыт рекрутеру с информацией о готовности сотрудничать и соответствии с «формальным признакам» конкретной вакансии.

Действия кандидата: направить рекрутеру резюме с сопроводительным письмом; получить обратную связь по факту отправки своего резюме.

Помним об эффекте «перламутровых пуговиц»! Если опыт кандидата не соответствует требуемым формальным критериям вакансии, такое резюме не будут рассматривать на данную вакансию. К сожалению, часто кандидаты откликаются на опубликованную вакансию, не читая ключевых требований или искренне полагая, что указанные требования не столь критичны. Оговорюсь, в данном случае имеются в виду вакансии узкопрофильных юристов, а не описания вакансий «широкого профиля»: например, юриста по сопровождению общехозяйственной деятельности компании, на которую может подойти большинство хороших кандидатов.

Каждое требование вакансии относительно:

- Высшее образование в определенных юридических вузах: если кандидат обладает релевантным опытом, то этот фактор не будет определяющим.

- Требования к возрасту и полу очень индивидуальны и зависят как от деталей вакансии, так и от специфики индустрии, компании, опыта потенциального руководителя и т.д.

- Если в описании вакансии указан необходимый опыт работы от 5 лет, а у кандидата 4, то рекрутер в большинстве случаев все равно будет рассматривать такое резюме.

- Специализация в определенной отрасли права и/или индустрии являются самыми важными и определяющими при поиске кандидатов. Чем узкопрофильнее нужен специалист, тем сложнее попасть в десятку, особенно на этапе сбора резюме.

-Понимание того, что такое разговорный уровень владения иностранным языком может сильно различаться у кандидата, рекрутера и компании-заказчика. Наличие такого требования порой вызывает недоумение кандидатов. Необходимо всегда выяснять, в каких целях будет использоваться английский язык. Одно дело – деловая переписка, другое –  профессиональные переговоры.  В резюме следует указывать реальный уровень. Если у кандидата только туристический английский, а в описании требуется свободное владение юридической лексикой, откликнуться на такую вакансию можно на тот случай, если клиент не найдет подходящего кандидата и смягчит языковые требования; если это иностранная компания и рабочий язык – английский, то шансов на такой вариант развития событий мало.

- Рекрутеры и их клиенты быстрее реагируют на «подготовленные» отклики кандидатов.
Если кандидат откликается на конкретную вакансию, то эффективным будет:

- В сопроводительном письме описать опыт именно по тому направлению, который релевантен ключевым требованиям и задачам, указанным в описании вакансии. Такая «домашняя» работа также помогает кандидатам еще на этапе отклика на вакансию самостоятельно проанализировать, насколько он соответствует ей.

- Направить вместе с резюме список наиболее интересных и сложных проектов, соответствующих специализации вакансии (например, корпоративное право, недвижимость, претензионно-исковая деятельность и т.д.)

- Наиболее продвинутые кандидаты имеют 2-3 резюме по разным направлениям в зависимости от опыта и профессиональных интересов.

- Если кандидат желает в любом случае «засветиться» перед рекрутером «на будущее», следует направить резюме с общей информацией о себе, выделив основные моменты в сопроводительном письме: 2-3 ключевые специализации, 2-3 дополнительные, управленческие навыки, мотивация, комфортные для кандидата зарплатные ожидания и так далее.

- Многие рекрутеры, специализирующиеся на определенном направлении, создают «кадровый резерв» для будущих проектов. Поэтому «откликнуться на будущее» всегда полезно: в любой момент у рекрутера может появиться новая вакансия, и в первую очередь он ищет по своей базе данных кандидатов.

- Бизнес-этика предполагает, что рекрутер должен дать обратную связь кандидату после того, как получил его резюме. Но нужно помнить, что случаются разные непредвиденные ситуации, коих великое множество: электронное сообщение попало в папку «Спам», рекрутер заболел, в отпуске, просто не успел просмотреть отклики. По истечении 5-7 дней, если ответ на резюме не был получен, кандидату следует перезвонить/написать письмо-напоминание с просьбой прокомментировать его резюме. Активность, инициативность – качества, которые характеризует кандидата только с позитивной стороны.

Отдельно хотелось бы заострить внимание на профессиональных сетях. Для хедхантеров это важный источник кандидатов. Для кандидатов – возможность «законнектиться» с представителями рекрутинговой профессии, специализирующимися в определенном  направлении.

Не все профессиональные сети предполагают, что рекрутер может направить приглашение «дружить» любому участнику профессионального сообщества. Поэтому если участник профессионального сообщества заметил, что его карточку просматривал рекрутер, то это не просто праздное любопытство (хотя такое тоже не исключается). Некоторые рекрутеры публикуют вакансии, над которыми работают, прямо в своем профиле. Иногда такая информация доступна лишь «первому кругу» контактов. Поэтому не стесняйтесь: добавляйте рекрутеров в друзья!

Продолжение следует

Код для вставки в блог

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru