АНАЛИТИКА
Человек, который держал свечку
Предвижу, что в ближайшем у правоохранителей возрастет спрос на людей, которые «держали свечку». Ведь теперь именно им придется играть серьезную роль при разоблачении дачи взятки нематериального характера, в частности – сексуальных услуг.
Генпрокуратура готовит поправки в Уголовный кодекс, расширяющие определение взятки. В настоящий момент под взяткой понимаются деньги, ценные бумаги, иное имущество, либо незаконное оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение чиновником действий в пользу взяткодателя. (ч.1 ст.290 УК РФ).
В Генпрокуратуре предлагают дополнить этот список позитивными отзывами в прессе, повышениями по службе, выдачей дипломов, а также оказанием сексуальных услуг. Ни для кого не секрет, что взятки – болезнь российской действительности, разлагающая не только государство, но и общество. Можно только приветствовать меры, направленные на искоренение этой заразы. Однако лично у меня вызывают большие сомнения как мотивы внесения подобных изменений, так и их эффективность в борьбе с коррупцией. Не станет ли новый подход к юридическому пониманию взятки «правовым балластом», фикцией? Давайте разберемся.
Основная проблема, возникающая после закрепления в законе расширенного понятия взятки, будет заключаться в доказательствах. С одной стороны, очевидно: взятки в виде «медийной» благодарности, повышений по службе, сексуальных услуг и т.д. вполне возможны. Более того, я не удивлюсь, если весьма внушительный процент взяток приходятся именно на сферу «нематериальной» благодарности. С другой стороны, в отношении подобных взяток можно догадываться, строить предположения, но совершенно точно знать, что это так, чтобы доказать факт такого взяточничества в суде – вряд ли.
В настоящий момент поводом для возбуждения уголовного дела по ст.290 (получение взятки) как правило является либо явка с повинной «уплатившего», либо обнаружение факта дачи взятки в ходе оперативного эксперимента (особенно, когда речь заходит о «высоких» постах). В качестве доказательной базы обычно используются показания свидетелей, обвиняемого, потерпевшего, признание вины, вещдоки, документы, аудио и видеозаписи. В качестве предмета взятки выступают деньги, либо имущество, нажитое преступной деятельностью.
И вот тут мы подходим к самой главной проблеме всех этих поправок: чем и как доказать, что имела место взятка нематериального характера? Например, позитивные отзывы в прессе – оперативники с поличным застукали журналиста, пишущего хвалебный текст в прессе о конкретном чиновнике? Как доказать, что журналист не объективно и честно освещает деятельность конкретного лица?
Обычно в таких случаях имеет место устная договоренность. Поэтому логично подтвердить факт дачи такой взятки при помощи оперативного эксперимента, например через «прослушку». Однако статья 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает исчерпывающий перечень оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Среди них - наличие возбужденного уголовного дела; ставшие известными органам сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; события или действия (бездействие), создающие угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России; лица, скрывающиеся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющиеся от уголовного наказания и некоторые другие.
В случае, если правоохранительные органы выйдут за рамки данных оснований, доказательства, полученные в рамках проведения оперативного эксперимента могут быть признанны судом недопустимыми.
Интересно, как же будет организовываться и проводиться этот основной, карающий взяточников, инструмент? В момент оказания сексуальных услуг в помещение врываются оперативники, с криками «Всем на пол, руки за голову! Понятые, ознакомьтесь - на презервативе имеется надпись, сделанная невидимой краской со словом “взятка”»? А если не будет презерватива? Что же, если ты чиновник, то и сексом нельзя заняться?Сейчас не всегда получается доказать материальную взятку, что уж говорить о такой эфемерности как взятка нематериальная!
Наши суды вообще к «нематериальному» относятся весьма прохладно, и доказать его практически невозможно, если - парадокс - нет четких материальных доказательств. А какие могут быть вещественные и при этом однозначно трактуемые материальные доказательства в случае положительных отзывов в прессе, продвижений по работе, и сексуальных услуг – одним прокурорам известно. Чем будут крыть оперативники, следователи, прокуроры при рассмотрении подобных дел?
Полагаю, что адвокату не составит большого труда развенчать в пух и прах все собранные «доказательства». Таким образом, правоохранительным органам остро потребуется тот самый «человек, державший свечку».
Новости
18 августа, 18:17
25 августа состоится онлайн конференция «Российский арбитражный день 2020»
08 июля, 16:31
7-й Международный Благотворительный Забег Юристов Legal Run 2020 пройдет в формате флешмобов
08 мая, 16:03
Российские суды начнут возвращаться к работе с 12 мая
08 мая, 13:01
Песков прокомментировал возможность поэтапного выхода из режима самоизоляции
08 мая, 10:00
Кудрин предложил усилить меры по поддержке малого и среднего бизнеса