Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

АНАЛИТИКА

24 марта, 11:00

Налоговая поддержка региональных инвестиций

С 1 января 2014 года вступили в силу поправки к Налоговому кодексу (НК РФ), в редакции  Федерального закона от 30.09.2013 N 267-ФЗ "О внесении изменений в ч. 1 и 2 Налогового кодекса РФ в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях  Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов РФ".

Таким образом государство выразило готовность решать вопросы развития Дальневосточного региона России с учетом экономических и социальных проблем как накопившихся за долгие годы, так и сложившихся в результате стихийных бедствий 2013 года.

Данные изменения  приняты в форме внесения в кодекс Главы 3.3.  «Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов» и новых статей, касающихся в том числе создания на базе ФНС федерального реестра участников региональных инвестиционных проектов, особенностей налогового контроля за соблюдением условий предоставления налоговых льгот.

Наиболее существенным для бизнеса является вопрос об установлении для участников инвестиционных проектов  ставки 0% по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет. В региональные бюджеты вопрос установления ставки по налогу на прибыль как и ранее решается в форме региональных законов.

Важным обстоятельством для инвесторов может стать то, что,  несмотря на применение нулевой или сниженной ставки по налогу на прибыль, они смогут убытки, полученные в начальных периодах реализации инвестпроекта учесть при уменьшении налоговой базы последующих периодов на всю сумму полученного ими убытка в течение последующих 10 лет.

Участник проекта вправе воспользоваться льготной ставкой, если доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта, составляют не менее 90% всех учитываемых доходов. Таким образом, инвестиционный проект должен быть реальным и нацеленным преимущественно на производственные, а не «услуговые» или торговые направления предпринимательской деятельности.

Ограничения на признание региональных инвестиционных проектов льготируемыми

Есть несколько существенных ограничений на признание региональных инвестиционных проектов льготируемыми по налогообложению с целью ориентации инвесторов на реальный сектор экономики. Введены условия обеспечения существенных вложений в производственный сектор и ограничение по видам деятельности, связанным, например, с добычей и реализацией углеводородного сырья и подакцизных товаров.

В целом пока использование таких льгот по новому закону ограничено региональным делением и приоритетом инвесторов дальневосточных регионов.

Законодатель в очередной раз идет по тонкой грани между установлением льгот, носящих индивидуальный и общий характер. Статьей 56 НК запрещено устанавливать нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, имеющие индивидуальный характер.

Тем не менее, государство допускает иногда льготы для достаточно узкого круга налогоплательщиков. Так происходит, например, с льготированием участников проекта Сколково, строителей олимпийских объектов, теперь с привлечением инвестиций на Дальний Восток. Аналогичные ситуации нередко возникают и на уровне региональных законов, устанавливающих льготы в областные и республиканские бюджеты для инвесторов в тех или иных очень узких секторах промышленности. Но это вынужденная мера и зачастую общая экономическая обоснованность в этом присутствует.

Как это будет работать в Нижегородской области?

В связи с принятием нового закона возникает и целый ряд вопросов. Так, в Нижегородском регионе с 2004 года действует и активно применяется  Закон от 31.12.2004 N180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области". У нас достаточно высокий уровень проработанности процедур, обеспечивающих привлечение инвесторов в различных отраслях экономики области. Региональные инвестиционные проекты работают уже не первый год, обеспечивая права российских и иностранных инвесторов, в том числе в форме установления налоговых льгот в региональный бюджет в пределах, установленных федеральным законодателем.

Такие проекты имеют статус инвестиционных соглашений, утверждаемых законодательной властью области, а их исполнение курируется на уровне правительства области Министерством инвестиционной политики.

Но в связи со вступлением с этого года в силу Федерального закона N 267-ФЗ, участники таких региональных соглашений не имеют права на вновь установленные льготы федерального уровня, пока Нижегородская область не будет включена в статью 25.8 НК РФ.

Получается, что «региональные инвестиционные проекты» в России будут иметь одно название, но несколько содержаний (понятий):  льготируемые по смыслу раздела  3.3. НК ФР и льготируемые в силу соглашений, заключенных по законам субъектов РФ.

Представляется, что со временем такое деление должно быть исключено и равенство субъектов предпринимательской деятельности должно быть обеспечено на всей территории России, как это предусмотрено основными принципами конституционного и гражданского законодательства. А поддержка особо депрессивных регионов может осуществляться на уровне бюджетного софинансирования развития экономики и в иных формах

Как будет осуществляться контроль за применением налоговых льгот

Здесь же возникает и не менее важный вопрос о контроле за применением налоговых льгот для обоих типов региональных инвестиционных проектов.

До 2014 года вопрос о контроле за выполнением условий инвестиционных соглашений для целей применения налоговых льгот в Налоговом кодексе прямо прописан не был. Типовыми проектами соглашений с инвесторами в Нижегородской области предусмотрены контроль и отчетность инвесторов по экономическим показателям перед Министерством инвестиционной политики.

Но следует отметить, что данная форма контроля носит исключительно договорный характер и является разновидностью государственно-частного партнерства. Вопросы же правильности налогообложения являются исключительно публичными и контролируются Федеральной налоговой службой России в пределах, установленных налоговым законодательством.

Если ранее контроль за применением льгот осуществлялся налоговыми органами на общих основаниях, то теперь применительно к региональным налоговым проектам, установленным ст. 25.8 Налогового кодекса, установлены отдельные полномочия налоговых органов по показателям деятельности инвесторов при проведении камеральных (п.12 ст.88  НК РФ), выездных (89.2 НК РФ)  и трансфертно-ценовых (ст.105.14 НК РФ) налоговых проверок.

Исходя из нынешнего законодательства, применение налоговыми органами таких специальных форм контроля в отношении ранее заключенных регионами инвестиционных соглашений не предусмотрено. Но общие функции налоговых органов и отсутствие прямого запрета на контроль налоговыми органами экономических условий применения льгот не исключают ситуации, когда будут применены новые нормы о контроле и проверке ранее заключенных региональных соглашений.

Хочется отметить, что законодателям следовало бы более внимательно относиться к формулировкам и понятиям, используемым в налоговом законодательстве, во избежание двусмысленностей и неясностей, которых и без того много.

В целом же общее движение в сторону поддержки инвестиционной деятельности является безусловно положительным фактором в развитии экономики регионов. Дальнейшее включение других субъектов федерации в перечень инвестиционных регионов позволило бы расширить их привлекательность для вложения средств и снизить отток капиталов за рубеж.

Код для вставки в блог

Обновления в базе Лекспро

23 мая, 16:07
<Письмо> Минстроя России от 15.05.2017 N 16690-АЧ/04 <О соблюдении лицензионного требования части 10 статьи 161 ЖК РФ>

23 мая, 16:05
Указ Президента РФ от 22.05.2017 N224"О внесении изменений в Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и Кубка конфедераций FIFA 2017

22 мая, 17:21
<Письмо> ФАС России от 17.04.2017 N ИА/25494/17 "По вопросу о правомерности установления дополнительных требований к участникам закупки о наличии опыта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту при осуществлении закупок по текущему ремонту"

22 мая, 17:19
<Письмо> ФАС России от 02.03.2017 N АК/12876/17 "О предоставлении разъяснений об отмене регулирования торговых надбавок на продукты детского питания"

22 мая, 10:00
Приказ Минфина России от 09.03.2017 N 33н "Об определении видов аудиторских услуг, в том числе перечня сопутствующих аудиту услуг"

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru