Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

АНАЛИТИКА

11 ноября, 10:00

Когда «двинется» налог на недвижимость?

Разговоры о необходимости введения налога на недвижимость, который  должен заменить собой два ныне действующих налога: налог на имущество физических лиц и земельный налог - ведутся давно.Помимо снижения операционных расходов, связанных с устранением двойного администрирования при взимании этих налогов, сами поступления в местные бюджеты должны возрасти из-за привязки обоих объектов к кадастровой цене.

В отличие от инвентаризационной стоимости эта стоимость должна стать  максимально приближенной к рыночной, а значит, в большинстве случаев увеличить доходы региональных бюджетов.Но, похоже, изначальным планам Правительства по введению этого налога с 1 января 2014 года на территории России не суждено сбыться.

По данным ПРАЙМ, 18 октября 2013 года замглавы Минфина России Сергей Шаталов сообщил журналистам о смещении сроков введения налога на недвижимость для физических лиц еще на один год. В качестве предельного срока для введения налога им был обозначен 2020 год. И причин тому много.

Прежде всего остается незавершенной работа по кадастровому учету объектов недвижимости, а налог может быть введен только при условии утверждения кадастровой оценки объектов на уровне субъектов РФ.

Первоначально Росреестр обещал закончить эту работу к концу 2012 года, хотя  в сентябре 2012 года недооцененными оставались 50 регионов из 83. По оценке специалистов, высказанной еще в прошлом году, формирование када­стра при самом оптимистичном прогнозе могло быть выполнено к началу 2015 года, а для создания полноценного кадастра в общей сложности потребуется не менее пяти лет.

Определенную роль в этом вопросе играет необходимость вложения значительных средств для завершения формирования кадастра и проведения оценки. В этой связи было бы интересно соотнести экономический эффект от введения налога с потерями на пути к его принятию.

Согласно выводам Счетной палаты, свыше 30% всех прав на недвижимое имущество остаются не синхронизированными с Единым государственным реестром правообладателей (ЕГРП), а в учете сохраняются многочисленные ошибки в сведениях об объектах капитального строительства.

Введение в такой ситуации налога, который должен затронуть самые широкие и во многом социально незащищенные слои населения, было бы безрассудством. Да и ФНС России могла бы оказаться передовой, принимающей весь удар «народного гнева» на себя без каких-то полномочий по самостоятельному решению проблем. В результате - отрицательный экономический результат и повышение социального напряжения. 

Пока же Минфин России рекомендует налоговым органам пользоваться инвентаризационной стоимостью имущества для расчета налога на имущество физических лиц (см. Письмо Минфина РФ от 6 августа 2013 г. N 03-05-04-01/31566).  Инвентаризационная стоимость ввиду своей малости практически не порождает споров в вопросах налогообложения.

Пока в правительстве нет единого понимания и относительно ставок будущего налога с учетом региональных особенностей. Слишком разнятся условия жизни людей по субъектам РФ. Планируемые же на сегодня ставки налога остаются ниже европейских стандартов налогообложения имущества.

Нельзя не учитывать и порядок введения в действие новых налогов, установленный п.1 ст.5 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым новое законодательство должно быть принято и опубликовано не позднее ноября предшествующего года, что до 2014 года уже вообще нереально.

При введении налога на недвижимость самым серьезным риском для граждан будет существенное увеличение налогового бремени по объектам, ранее учитываемым по инвентаризационной (заниженной) стоимости. Здесь нельзя не учитывать фактическую способность некоторых слоев населения к уплате таких налогов, которая должна отразиться в перечне льгот.

Изменение налогового бремени может повлиять на стратегию приобретения и использования объектов недвижимости на рынке: люди могут начать избавляться от недвижимости, которую не в состоянии содержать; могут измениться цены на сдаваемое в пользование жилье и иные объекты. Хотя обоснованным выглядит мнение ряда экспертов,  что при отсутствии иных надежных способов сохранения накоплений гражданами в России введение нового налога существенно не изменит приоритеты.

Плохая организация процесса формирования кадастра объектов недвижимости  в регионах уже сегодня имеет отрицательные последствия: имеют место факты искажения и потери информации и документов, подлежащих передаче из органов технической инвентаризации в кадастр. Это вызвано как сложностями самой технической процедуры, так и нестыковками форматов данных, откровенной халатностью сотрудников, допускающих потерю данных. В результате срываются сделки, у собственников возникают дополнительные организационные и финансовые потери.

Остается надеяться, что правительство и законодатели в дальнейшем не предпримут резких, непродуманных шагов в этом вопросе.

Код для вставки в блог

Обновления в базе Лекспро

06 декабря, 21:44
Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 823 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237"

06 декабря, 20:53
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

06 декабря, 20:43
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

24 ноября, 18:28
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. N 31 г. Москва "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

06 мая, 12:54
<Письмо> Банка России от 30.04.2020 N 015-44/3203 "О представлении микрофинансовыми институтами отчетности"

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru