Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

АНАЛИТИКА

29 декабря, 11:31

Что такое открытость бюджета?

Участие в качестве эксперта по открытости местных бюджетов в конкурсе «Открытый муниципалитет» заставило автора задуматься о критериях открытости бюджетной сферы на любом уровне бюджетной системы.

Нормы законодательства

В соответствии со ст.36 БК РФ принцип прозрачности (открытости) означает:

- обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

- обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

- стабильность и преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Как показывает практика, иные способы доведения сведений о бюджете до населения, которые используют в основном на местном уровне (например, размещение информации на стендах объявлений или в местах, которые активно посещает население), не принимаются как достаточные, хотя законодательство о местном самоуправлении говорит о необходимости обнародовать сведений о бюджете, но не указывает на способ такого обнародования.

Способы сделать бюджет открытым

На федеральном уровне проводится политика повышения значения современных информационных технологий в бюджетной сфере. Так, Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 N 1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» было принято решение о развитии единой интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет), которая повысит доступность информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии каждого публично-правового образования, об их активах и обязательствах.

В результате можно сделать вывод, что открытым может считаться такой бюджет, который обнародован не только в СМИ, но и в Интернете на официальном сайте публично-правового образования. Это кажется очевидной вещью, но довольно часто информация о бюджете отсутствует на сайте того или иного публично-правового образования, либо размещена там таким образом, что даже специалист не может ее найти.

Кроме собственно текста закона или решения о бюджете для понимания всех тенденций развития бюджетных отношений и бюджетного планирования населению нужно предоставлять информацию о бюджете за несколько лет, а не только на текущий год, чтобы можно было видеть финансирование тех или иных направлений в целом. В зависимости от возможностей информация может обновляться ежеквартально, ежемесячно или даже чаще.

Однако понять текст нормативного акта о бюджете обычно могут только подготовленные люди, не каждый гражданин способен разобраться в таком количестве цифр и информации, поэтому открытости бюджета должны послужить и иные данные, которые сделают сведения доступными, понятными, системными и при этом будут постоянно обновляться. Так, можно использовать иные информационные материалы, например, объяснения в прессе, размещать слайды или схемы, наглядно описывающие бюджет и его параметры, направления расходования бюджетных средств, чтобы можно было увидеть, сколько денег будет израсходовано на различные цели, особенно социальной направленности, поскольку именно это направление обычно интересует население. Такая адаптированная информация позволит лучше понять цели и задачи бюджетной политики, сделает бюджет доступным и прозрачным, но, разумеется, при этом речь не идет об обнародовании секретных статей бюджета (это относится только к федеральному бюджету).

На пользу реализации принципа открытости бюджета пойдет и информация об участниках бюджетного процесса, особенно о деятельности финансовых и контрольных органов, информация о реформировании региональных и муниципальных финансов в случае реализации такой программы на территории публично-правового образования, об управлении долгом, о порядке осуществления финансового (бюджетного) контроля, доклады о результатах и основных направления деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, участвующих в принятии и исполнении бюджета, сведения о мониторинге качества финансового менеджмента, сведения об инвестициях, осуществляемых за счет средств соответствующего бюджета, тексты бюджетных посланий и прогнозов социально-экономического развития.

Поскольку в последнее время бюджеты приобретают ориентацию на программно-целевой метод финансирования, обнародование текстов и результатов реализации целевых программ, финансируемых за счет бюджетов, также будет корреспондировать с принципом открытости бюджета. Население должно как можно больше знать о принимаемых программах и понимать их роль, цели и задачи, чему послужит информация о конкретных мероприятиях, реализуемых в рамках программ, а не просто данные о доходах и расходах бюджета.

Особое значение в связи с реформированием сектора бюджетных услуг приобретает открытость сведений о государственных и муниципальных услугах, оказываемых за счет бюджетов, и о самих государственных и муниципальных учреждениях. Кроме того, на сайте публично-правового образования можно обсуждать вопросы, связанные с бюджетом, наладить обратную связь с населением путем организации ответов на вопросы по поводу бюджета и бюджетной сферы.

Это позволит не только декларировать, но и создать механизм реализации закрепленного в Бюджетном кодексе РФ принципа прозрачности бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей и раскрыть информацию о бюджетах всех уровней, повысить качество управления бюджетным средствами и наладить связь с населением, в том числе путем осуществления общественного контроля, поскольку в бюджетной сфере он реализуется крайне слабо.

Код для вставки в блог

Обновления в базе Лекспро

20 августа, 10:20
<Информация> ФНС России <О камеральной налоговой проверке декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию>

20 августа, 10:19
<Письмо> ФНС России от 13.08.2018 N СА-4-7/15613@ <О направлении обзора судебной практики по вопросу налогообложения платежей за коммунальные услуги, перечисляемых собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах товариществам собственник

13 августа, 12:22
<Информация> ФНС России от 09.08.2018 <О необоснованном начислении амортизации на имущество, приобретенного за счет бюджетных средств>

13 августа, 12:21
Письмо ФНС России от 27.07.2018 N ММВ-20-15/85@ "О сокращении сроков камеральной проверки"

06 августа, 11:10
Информация ФНС России <О правомерности продления срока проведения выездной проверки по аналогичным основаниям>

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru