Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

НОВОСТИ

Международные договоры, затрагивающие права граждан РФ должны публиковаться в официальных источниках - КС

Временно применяемые международные договоры, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина РФ должны публиковаться в официальных источниках, следует из текста решения Конституционного суда, размещенного на его сайте во вторник.

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Игоря Ушакова, который полагает, что оспариваемая им статья 23 (пункт 1) Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» не соответствует статьям 2, 15 (часть 3) и 29 (часть 4) Конституции РФ, поскольку допускает временное применение до вступления в силу международных договоров, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, без их официального опубликования. По мнению Ушакова, это препятствует заинтересованным лицам своевременно знакомиться и соотносить с ними свое поведение, предвидеть для себя последствия их применения.

Конституция Российской Федерации устанавливает обязательность публикации любых нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. При этом согласно Основному Закону в правовую систему Российской Федерации входят и международные договоры Российской Федерации, которые обладают приоритетом применения, если содержащиеся в них правила расходятся с правилами, предусмотренными законом, - говорится в тексте решения.

В тоже время, Федеральный закон «О международных договорах» прямо закрепляет обязательность официальной публикации вступивших в силу международных договоров и не указывает на такую необходимость в отношении временно применяемых международных договоров до вступления их в силу. Как следствие, их публикация зачастую не производится, даже если они изменяют нормативное содержание прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, что, в частности, подтверждается делом заявителя.

В результате, гражданам, по сути дела, отказывается в возможности своевременного доступа к полной и достоверной информации о содержании таких международных договоров, что несовместимо с конституционными обязанностями государства по защите прав и свобод граждан. При этом отсутствие официального опубликования не может быть восполнено доведением их содержания до сведения граждан и других заинтересованных лиц иными способами.

Основной закон страны защищает права и свободы человека и гражданина, правовое государство, верховенство закона, правовую определенность и поддержание доверия к закону и действиям государства. Из этих конституционных принципов следует, что на временно применяемые международные договоры, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом, также распространяются требования Конституции Российской Федерации (статья 15, часть 3) об официальном опубликовании. Иное означало бы, что субъекты соответствующих прав, свобод и обязанностей ставились бы в положение, когда государство, требуя от них соблюдения правил временно применяемого международного договора, само при этом не было бы связано необходимостью его официального обнародования, без которого немыслимо конституционно обоснованное ожидание уважения и соблюдения властями прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, оспариваемый пункт 1 статьи 23 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу требует официальной публикации временно применяемого международного договора (его части), затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающего иные правила, чем предусмотренные законом. Это не освобождает федерального законодателя от необходимости совершенствования правового порядка официального опубликования таких договоров, включая использование в указанных целях «Официального интернет-портала правовой информации» (www.pravo.gov.ru). До внесения соответствующих изменений в законодательство, временно применяемые до вступления их в силу международные договоры должны официально публиковаться в том же порядке, что и вступившие в силу или ратифицированные Федеральным Собранием.

Таким образом, федеральному законодателю надлежит в 3-месячный срок установить порядок официального опубликования временно применяемых международных договоров, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина  и устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законом. Также в указанный срок должны быть официально опубликованы все такие договоры. По истечению данного срока, официально неопубликованные международные договоры РФ не должны подлежать применению, - решил КС РФ.

Код для вставки в блог

Обновления в базе Лекспро

06 декабря, 21:44
Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 823 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237"

06 декабря, 20:53
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

06 декабря, 20:43
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

24 ноября, 18:28
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. N 31 г. Москва "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

06 мая, 12:54
<Письмо> Банка России от 30.04.2020 N 015-44/3203 "О представлении микрофинансовыми институтами отчетности"

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru