БЛОГИ
Амнистия 2015. Капиталы вернутся — осадок останется?
В июне был принят очередной закон по модной в последние годы теме деофшоризации — об амнистии капиталов. Тем, кто стал счастливым обладателем активов за рубежом, собственником иностранных компаний, владельцем счетов в иностранных банках, но запамятовал рассказать об этом государству, предлагается восполнить пробел.
О таких активах и счетах можно будет сообщить в специальной декларации с июля по декабрь 2015 года. В качестве достойного «пряника» за такую открытость государство предлагает освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности.
Причём такой «пряник» даётся безвозмездно — не надо доплачивать налоги, возвращать активы в страну (за редким исключением). А если добавить к этому ещё и «прокачанную» налоговую тайну (полученные в ходе амнистии сведения налоговая не может сообщать никому и ни при каких обстоятельствах), получаются очень привлекательные перспективы у этой амнистии.
Но насколько это впечатляет потенциальных декларантов и стимулирует их рассказать всё в формате специальной декларации? Пока не очень.
Ключевой вопрос — и всё-таки насколько государство выполнит своё обещание не раскрывать полученные сведения.
Пока опыт прошлых лет, как отечественный, так и зарубежный, подсказывает, что риск разглашения есть, причём немалый. Более того, сам текст закона ненавязчиво наталкивает на мысль, что депутаты допускают незаконное предание огласке сведений, полученных в ходе амнистии. Иначе чем объяснить, например, дублирование в Налоговом кодексе норм об уголовной ответственности за разглашение налоговой тайны (подп. 2 п. 8 ст. 102 НК)?
Похоже, депутаты решили, что если одну и ту же норму воспроизвести дважды, то это усилит и безопасность сведений, как минимум, вдвое. Жаль, но это вряд ли сработает.
Или норма, освобождающая сотрудников налоговой от ответственности за отказ давать показания по обстоятельствам, которые стали им известны из сведений, полученных в ходе амнистии (подп. 3 п. 8 ст. 102 НК). Т.е. по сути прямо допускается ситуация, когда несмотря на очевидную неправомерность, у кого-то возникнет жгучее желание такой допрос провести.
Только лишь рисками разглашения сокровенной информации дело не ограничивается.
Достаточно реалистичен сценарий, что хоть и не накажут за ошибки прошлого, и сведения останутся тайной, но на будущее контролирующие органы будут смотреть на декларанта косо, пристально расценивая любые его действия через призму потенциальных нарушений. По принципу «ложки-то нашлись, а вот осадок остался».
Поэтому государству предстоит приложить немало усилий, чтобы убедить бизнес не только в реальности предоставляемых гарантий по амнистии капиталов, но и в отсутствии в будущем какого бы то ни было «осадочка» в отношении декларантов.
Новости
18 августа, 18:17
25 августа состоится онлайн конференция «Российский арбитражный день 2020»
08 июля, 16:31
7-й Международный Благотворительный Забег Юристов Legal Run 2020 пройдет в формате флешмобов
08 мая, 16:03
Российские суды начнут возвращаться к работе с 12 мая
08 мая, 13:01
Песков прокомментировал возможность поэтапного выхода из режима самоизоляции
08 мая, 10:00
Кудрин предложил усилить меры по поддержке малого и среднего бизнеса