БЛОГИ
Четыре важных правовых события первой половины октября
В московском районе Бирюлево граждане разной степени возмущенности, образованности, интеллигентности и опьянения в отчетный период наводили революционный порядок. Пока об асфальт разбивались ни в чем не повинные арбузы, и на крыши переворачивалось движимое имущество отдельных граждан, в судебной системе страны продолжалась подковерная революция. Разгорелась она еще ранним летом. Но именно в первой половине текущего месяца многим юристам вдруг почудилось, что октябрь 1917 года для них уже наступил. По факту же, если продолжать историческую параллель, не наступило даже февраля.
«Все пропало! Гипс снимают! Клиент уезжает!»
Внесенный 7 октября в Госдуму законопроект, меняющий конфигурацию российской судебной системы, вызвал вполне понятный на рынке переполох. Такое впечатление, что президентские слова на Питерском экономическом форуме многие до самого последнего момента считали чем-то типа шутки.
При этом основное внимание публики привлекла новость об упразднении Высшего арбитражного суда РФ и передаче его функций Верховному суду РФ, а также сюжет о необходимости проходить отборочные процедуры тем, кто пожелает стать судьей единого Верховного суда, написало агентство РАПСИ в редакционной заметке 11 октября.
Через несколько дней, правда, первоначальная информация была уточнена. Судьям пока еще существующего ВАС РФ был обещан переход в единый высший суд на максимально облегченных условиях. А советник президента по правовым вопросам Вениамин Яковлев с думской трибуны зачем-то сказал, что никакого поглощения одного суда другим не планируется, а задумано «равноправное объединение». Чем удивил и рассмешил даже отъявленных циников от юриспруденции, которые тут же заговорили о том, с какого возраста полезно прекращать публичные выступления.
Но оставим в стороне неполиткорректные выступления. Если обрисовать картину совсем коротко, все пока происходит как в фильме «Бриллиантовая рука» (см. подзаголовок). Если посмотреть чуть шире, окажется не менее весело.
Вот вам весьма показательный пример. У ВАС РФ и его пока еще руководителя Антона Иванова совершенно ожидаемо нашлось множество общественных защитников. Правда, если по гамбургскому счету, грош им цена, ибо ни один из критиков объединительной инициативы Владимира Путина не выступает без заплечного корыстного интереса.
Журналистам не хочется переносить в пожарном порядке корпункты в Питер. Их руководителям и инвесторам – платить за эти корпункты и вахтовый метод работы подчиненных. Так называемым независимым юристам очень неохота терять годами наработанные связи в Высшем арбитраже (официальные и, что куда как прискорбнее – неофициальные), а также создавать/развивать в своих конторах новые беспокойные практики + тратить много сил и средств на так называемый GR. Судьи и сотрудники аппарата, понятное дело, в тоске от перспективы сниматься с насиженных мест, причем с чадами и домочадцами. Попутно теряя не только привычный географически жизненный уклад, но и разрушая все типы привычных социальных связей.
Куда ни кинь – всюду клин. При этом лично мне по-прежнему близка версия, что не так страшен черт, как его малюют.
Давайте разберемся. Владимир Путин разве заинтересован в том, чтобы после фактического поглощения судами общей юрисдикции арбитражи превратились в то же самое, что из себя представляют некоторые составные части ведомства Вячеслава Лебедева? Не думаю. Переехать с помпой и за большие деньги в Санкт-Петербург - это одно. Выдавить окончательно бизнес в суды Лондона и окрестностей – совершенно иное. И президент тут, уверен, не враг самому себе.
Верховной власти не нужно все то, что наработал Антон Иванов сотоварищи за восемь лет? Лукавите – еще как нужно. И объединение это наверняка преследует еще и цель «подтянуть отстающего». Пусть даже арбитражей 111, а СОЮ – более 3500. Ну, так и на одного отличника в любой провинциальной школе приходится человек пять двоечников, а не наоборот.
Система СОЮ и ее костное авторитарное руководство скушает арбитражные суды и не подавится? А все благие намерения – дорога в ад? И здесь промашка. Думаю, после странного ДТП в африканской стране Гане дни Вячеслава Лебедева на посту главы ВС РФ сочтены. Единым Высшим судом назначат руководить человека помоложе. Весьма вероятно - того, чьим однокашником и был когда-то Иванов. И благодаря которому Антон Александрович, как говорят уже очень и очень давно, вообще занял не только нынешний пост, но и несколько предыдущих.
Ну а если так, за электронные арбитражные игрушки можно не волноваться. Кто-кто, а уж будущий глава объединенного ВС РФ в гаджетах толк знает.
Так что если и придется некоторым адвокатам вместе с управляющими партнерами сменить черную икру на красную, то весьма ненадолго.
Что посеешь – то и пожнешь
Совет при президенте РФ по правам человека и его глава Михаил Федотов надеются, что решения об арестах активистов Greenpeace, обвиненных в пиратстве, будут пересмотрены. СПЧ в связи с этим обратился к генпрокурору Юрию Чайке. Да и вообще с самого начала всей этой истории назначенные правозащитниками граждане выражают, как было модно писать в советской передовой прессе, крайнюю озабоченность.
Совершенно понятно, что история эта нашим властям еще не раз аукнется. И на мировой арене, и на локальных полях сражений - в ходе той же сочинской Олимпиады. К задетым чуть ранее за живое представителям сексуальных меньшинств присоединятся протестующие «зеленые» всех мастей. А что там, что тут людей здравомыслящих мало. Так что все веселье еще впереди.
В данной ситуации велика негативная роль судов общей юрисдикции на местах, которые со словами «чего изволите?!» по своему обыкновению сыграли в пьесе по давно и не ими придуманному сценарию. Вместо того, чтобы мудро и мягко направить гнев реальных владельцев платформы «Приразломная» в конструктивное русло.
Смею предположить, что как раз после объединения судов такие скорбные выкрутасы останутся в прошлом. Умеет же арбитражная система разруливать многомиллиардные споры с участием естественных монополий так, что это не выплескивается в headlines ежедневных новостей?! Думаю, разумный и рациональный подход в будущем «заразит» и обычные суды. Не случайно же сейчас именно члены Высшего арбитража считаются наиболее независимыми от силовых структур, исполнительной власти и условностей, которые принято называть «государственными интересами».
Правда, работа над ошибками произойдет не сразу. Для начала и власть придержащим, и конкретно судьям необходимо избавиться от главного комплекса. Следует наконец уразуметь, что признание и исправление ошибок не тождественно демонстрации собственной слабости.
Как по нотам
Главный российский оппозиционер-2013 Алексей Навальный со второй попытки добился условного срока наказания по так называемому «делу Кировлеса». Несколькими днями ранее российский Конституционный суд посчитал неправильной норму избирательного закона, по которой граждане, осужденные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, пожизненно лишались права быть избранными в органы власти страны.
Причем принципиальнейший глава КС РФ Валерий Зорькин в день оглашения постановления КС призвал незамедлительно принять соответствующие поправки в выборное законодательство.
Будьте уверены – депутаты это услышали. Уверен, скоро норма, просуществовавшая в законе об основных гарантиях избирательных прав граждан менее двух лет, будет отменена.
О чем говорят нам два этих вроде как напрямую не связанных события? Ровно о том, что Алексей Навальный оказался на более коротком поводке, чем считалось ранее. Отправь вторая инстанция его на зону, мы бы получили полноценного российского если не Нельсона Манделу, то как минимум Леха Валенсу. Власть, до поры делавшая своими руками прекрасную карьеру Алексею Анатольевичу из московского района Марьино, наконец, взяла себя в руки.
Решение КС в данном контексте – прекрасная канва. Мы не против: избирайся, дорогой! Судимый гражданин – тоже гражданин!
Только ты же юрист, кажется? Поэтому должен помнить: тебя никто не изберет без сверхактивной предвыборной кампании. И той, что ты провел в Москве в августе-начале сентября, будет мало. Нужны полноценные митинги, акции протеста, шествия, пикеты, бюджеты, листовки и т.п.
Но помни и другое, друг сердешный. Любое правонарушение – и срок из условного становится реальным. И вроде как в Нельсоны Манделы уже не запишут (тебя ж на свободе оставили!), и – прощайте, честные выборы!
Наверное, Игнатий де Лойола, Томассио де Торквемада в компании Лаврентия Берия сейчас сидя на одном из кругов Ада громко аплодируют тому, кто все это придумал.
Минус карательная психиатрия-2
Замоскворецкий суд Москвы 8 октября постановил направить Михаила Косенко, признанного виновным в участии в массовых беспорядках на Болотной площади 6 мая прошлого года и применении насилия в отношении полицейского, на принудительное лечение в стационар.
Так официально о событии сообщали информационные агентства. Другие коллеги раскопали спустя несколько дней фамилии врачей, кто в институте Сербского проводил экспертизу тихого ботаника Косенко. Попутно выяснилось, что заключение о хроническом психическом нездоровье подсудимого данные люди в белых халатах подмахнули не глядя, а комментировать историю теперь не желают во избежание проблем со стороны понятно каких органов.
Все это натолкнуло либеральную общественность на ожидаемый эмоциональный вывод: советская карательная психиатрия снова в бою.
Не далее, как в конце августа, я эту тему в своих комментариях уже затрагивал, рассуждая о том, почему все до единого массовые убийцы последних лет нашими доблестными психиатрами признаются вменяемыми. Причина произошедшего с Косенко, на мой взгляд, проста: помножьте субъективизм и неточности медицинской науки на пещерные инстинкты некоторых представителей следствия. Но главным действующим лицом здесь окажется вовсе не эксперт-психиатр, который и сам не рад, что когда-то подал документы в медицинский, а не на юридический.
Последнее слово всегда за судьей. Именно он или она решает, стоит ли верить привлеченному в процесс эксперту. Именно он или она вправе назначить при малейших сомнениях повторную экспертизу, и делать это вплоть до снятия всех спорных вопросов. Именно он или она непосредственно виновны, если истина будет, в конечном счете, принесена в жертву очередной кампанейщине или привычной многим политической целесообразности.
И именно судье из Замоскворецкого райсуда Москвы стоит адресовать вопрос: хорошо ли она будет себя чувствовать, случайно встретив в глубокой старости на улице растение, бывшее когда-то невинным московским интеллигентом Михаилом Косенко? А какая-то там карательная психиатрия и сейчас, и в том самом далеком будущем окажется совершенно ни при чем.
Новости
18 августа, 18:17
25 августа состоится онлайн конференция «Российский арбитражный день 2020»
08 июля, 16:31
7-й Международный Благотворительный Забег Юристов Legal Run 2020 пройдет в формате флешмобов
08 мая, 16:03
Российские суды начнут возвращаться к работе с 12 мая
08 мая, 13:01
Песков прокомментировал возможность поэтапного выхода из режима самоизоляции
08 мая, 10:00
Кудрин предложил усилить меры по поддержке малого и среднего бизнеса