Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

БЛОГИ

Николай Федосеенков
Партнер юридической фирмы LEX PUBLICA, Заместитель главного редактора Издательской группы "Юрист"
Биография

«В регионах развит подход «ты ж юрист»: люди не готовы платить за юридическую поддержку»

Нарушая традицию интервью с партнерами юридических фирм, LEXPRO побеседовал с Николаем Федосеенковым, руководителем журналов «Корпоративный юрист», «Юрист предприятия в вопросах и ответах», организатором международного конкурса «Лучшие юридические департаменты», партнером юридической фирмы LEX PUBLICA.

Федосеенков рассказал, какие юридические ивенты он считает лучшими, а какие - худшими, как молодым юридическим фирмам завоевать клиентов и увеличить выручку, за что инхаусы больше всего критикуют консультантов, а также о том, что консультанты по юрмаркетингу вряд ли помогут бизнесу фирмы вырасти.

- Почему вдруг вы, закончив юрфак МГУ и поработав в инхаусе и юрконсалтинге, решили заняться журналами?

- Я достаточно поработал юристом к моменту прихода в «Корпоративный юрист». Собственно, мне поступило предложение от акционеров компании, и я его принял. Считаю такую работу продолжением юридической практики.

- Насколько я знаю, вы и классическую юрпрактику не бросаете, так?

- Да, я являюсь партнером юридической фирмы LEX PUBLICA, поэтому собственно юридической работы в моей жизни более чем достаточно.

- Насколько конкурс «Лучшие юридические департаменты», который проводит «Корпоративный юрист», состоятелен как бизнес-проект?

- Состоятелен, хотя мы не позиционируем его как отдельный бизнес. Спонсорские деньги мы в основном вкладываем в конкурс и в церемонию награждения. Мы не экономим на вине, свете, площадке, церемонии, чтобы нажиться, нам куда важнее имидж конкурса и журнала.

- О каких деньгах идет речь? Во сколько, например, обходится церемония награждения?

- Не могу называть точных цифр, тем более что бюджет меняется год от года.

- Давайте догадаюсь. Больше двух миллионов?

- Да, больше.

- Но меньше трех?

- Меньше.

- Сколько человек занимается конкурсом?

- Без учета вспомогательного персонала (дизайнеров, верстальщиков и так далее) – пятеро.

- Со спонсорами проблем нет?

- Нет, причем к нам стали приходить институциональные спонсоры, такие как ТВЭЛ, не связанные с юрбизнесом напрямую. Думаю, это говорит не только об уровне мероприятия, но и о том, что оно по-настоящему важно юридическому сообществу.

- Какие у вас отношения с компанией Infotropic Media, которая не только конкурирует с вами в области профессиональных СМИ, но и проводят свой конкурс лучших юридических департаментов России?

- Результатами последних лет мы доказали, что конкурс юрдепартментов как проводился 8 лет «Корпоративным юристом», так и проводится. Если кто-то ушел и попробовал сделать что-то похожее – что же, пусть делает.

- Что думаете про другие мероприятия для юристов? Какие из них лучшие с точки зрения баланса деловой и культурной программы?

- При всех своих различиях, Петербургский международный юридический форум и юридический форум «Ведомостей», конечно же.

- А худшие?

- Круглые столы на непонятные темы, которые многие не самые последние юридические фирмы любят проводить рано утром. Года два назад я сходил на пару подобных мероприятий, понял, что это совершенно бессмысленно и перестал их посещать.

- Как вы считаете, российский юридический бизнес, если наблюдать за ним со стороны, интересен?

- Да, безусловно. И интересен прежде всего своей конкурентностью, свежестью. Согласитесь, в Лондоне или Нью-Йорке вряд ли молодая, амбициозная команда может прийти на рынок и собственным трудом за пару лет занять на нем не самое последнее место.

- Вы про кого-то конкретного говорите?

- Давайте без имен.

- Хорошо. То есть вы хотите сказать, что в России можно, что называется, «подняться» исключительно собственным трудом, а не потому что у тебя родственник занимает важный пост, принимает решение о выборе консультантов или работает где-нибудь в регуляторе?

- Связи никому, разумеется, не мешают, но мы действительно видим фирмы, построившие бизнес с нуля за очень небольшое время. В Европе или Америке такое вряд ли возможно.

- Да, причем многие стандартные для запада подходы по управлению юрфирмой у нас довольно неожиданно трансформируются.

- Согласен. Скажем, понятие «партнер» у нас может трактоваться довольно широко. Скажем, почему нельзя взять толкового юриста, не назвать его партнером (по сути, этот человек будет сидеть на обычной зарплате) и не попытаться подтянуть практику уже под него? Такой подход вполне может сработать. Как и другой, когда ребята, вроде «Некторов, Савельев и партнеры» растут постепенно, классически, но грамотно и по всем правилам искусства.

- В российских регионах ситуация такая же?

- Не совсем. В регионах более развит подход «ты ж юрист»: люди не готовы платить за юридическую поддержку. Думаю, ситуация не очень скоро будет переломлена.

- Вы много общаетесь с инхаусами и наверняка слышите от них жалобы на консультантов. Какие повторяются чаще всего?

- Много претензий к большим юридическим фирмам, которые любят подготовить меморандум страниц на 100. Ты читаешь документ, а на последней странице написано: «это бизнес-решение, принимайте его сами». После чего тебе выставляют почасовку. Кому такое понравится? Второе, что бросается в глаза, - работа «по кэпам» для инхаусов сегодня намного более предпочтительна, чем почасовка.

- На мой взгляд, и то, и другое – естественное желание человека. Все хотят получить побольше, поработав поменьше.

- Да, но никогда прежде подобные тенденции не были столь заметны. К тому же крупные игроки часто приходят к инхаусам совсем под другим соусом, предлагая решить их проблемы за разумные деньги. А на выходе забывают о своих обещаниях.

- Последнее время на российском рынке появилось несколько заметных консультантов по юридическому маркетингу и развитию юрбизнеса. Что вы об этом думаете?

- Это неплохо само по себе, однако у консультантов по юрмаркетингу есть одна большая проблема: они сами никогда не занимались юридической работой, не писали меморандумов, не пытались изо всех сил угодить клиенту. Они не знают бизнеса изнутри, а значит не знают, как найти, обаять клиентов и – самое главное – заставить их платить. Эти люди прежде всего маркетологи, а не юристы. И это, мне кажется, существенная проблема.

- Но то, о чем вы говорите, никто и не скрывает, так?

- Так и есть, но можно ли тогда считать их гуру в юрбизнесе?

- Если то, что они обещают, соответствует тому, что они делают, то вполне возможно.

- Возможно, они отлично могут сделать корпоративный стиль, но к стратегическому консалтингу это не имеет никакого отношения. Хотя, конечно, консультантов могут нанимать и не для того, чтобы увеличить выручку, а для того, чтобы потешить самолюбие. У нас в стране многое построено именно на этом или на том, что надо сделать не хуже, чем у других.

- Многие игроки сейчас указывают на то, что работы для консультантов становится меньше: рынок сжимается, а компании, которые раньше отдавали юридическую работу на аутсорсинг, создают собственные мощные юрдепартаменты. Согласны?

- Согласен. Более того, юристов (прежде всего, из числа топовых фирм) куда чаще стали брать для подстраховки, а не для реальной работы. Например, чтобы они написали legal opinion для западных боссов, что, конечно же, в большей степени политика. Но дело не только в этом: многие компании, которые раньше в принципе не имели юристов и отдавали юрработу на аутсорсинг, осознали, что дешевле и выгоднее иметь собственных специалистов. Классический пример – российский Mars, который прежде почти целиком обслуживался у Гольцблата, но относительно недавно нанял собственных юристов.

- Какой выход для консультантов вы видите?

- Диверсификция клиентского портфеля, работа с клиентами напрямую, а не на субподряде и профессионализм. С другой стороны, рынок, конечно, меняется, но перемены все равно к лучшему: мы становимся более цивилизованными и более профессиональными.

Беседовали Александр Московкин и Владимир Крауз

Код для вставки в блог

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru