БЛОГИ
«Если кому-то нравится говорить, что спортивное право — не отрасль, не буду с ним спорить»
Кроме арбитража, «корпоративки» или морского права в российском юрбизнесе стали появляться менее привычные области. Одна из них – спортивное право. Чуть ли не самый заметный игрок на этом поле – юридическая фирма ЮСТ. LEXPRO побеседовала с Михаилом Прокопцом, ведущим юристом ЮСТ и руководителем группы спортивного права. Он рассказал, почему спортивное право выделяют в отдельную область, каковы перспективы этой практики в России, какие проблемы следует решить тем, кто решит посвятить себя этой области, но не стал говорить о том, сколько денег спортивное право приносит его фирме и о том, сколь велика роль коррупции в спорте.
- Что побудило фирму ЮСТ заняться спортивным правом? В других областях стало тесно?
- В России спортивное право пока в зачаточном состоянии. За рубежом же это давно крупная, самостоятельная отрасль. Собственно, я в 2008 году пришел в ЮСТ именно с тем, чтобы развивать это направление. В то время фирма уже активно сотрудничала с Российским футбольным союзом (РФС), но стало очевидно, что для того, чтобы эффективно работать с подобными клиентами, общей юридической эрудиции уже не хватает — нужны специалисты. Все это и послужило причиной выделения в компании группы спортивного права, а РФС стал последней каплей, убедившей моих партнеров, что эта сфера востребована.
- Кто кроме РФС является вашим клиентом?
- За пять лет существования практики нашим клиентом был Оргкомитет 2018 года, вместе с которым мы работали над получением Россией права на проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Осенью 2012 года в Москве проходил Чемпионат мира по шахматам: играл Гельфанд с Анандом, и мы занимались организацией турнира. Работали с федерациями регби, шахмат, сотрудничаем со многими клубами. Например, Футбольный клуб «Анжи» достаточно долго был нашим клиентом, футбольный клуб «Динамо». Это клиенты-юридические лица.
Многое в спорте построено вокруг «звезд», которые генерируют вокруг себя серьезные финансовые потоки. Нашими клиентами были футболисты Юрий Жирков, Роман Павлюченко, Павел Погребняк, многие известные футбольные агенты. С подобными людьми всегда много работы, начиная от перехода из клуба в клуб, взаимоотношений с агентами, и заканчивая заключением договоров.
- Сколько всего человек занимается спортивным правом в ЮСТе?
- У нас партнеры курируют сразу по несколько сфер. Группу спортивного права курирует Алексей Попов. Помимо него и меня направлением занимаются еще три человека.
- Врежиме non-stop или же совмещают с работой по другим направлениям?
- Времени, прошедшего с момента формирования спортивного права как отрасли, еще не достаточно, чтобы появились специалисты, занимающиеся только спортивным правом и ничем другим.
- Проще говоря, ваши сотрудники не загружены на 100%?
- В группе есть юристы, которые занимаются и другим проблемами, например, трудовым и гражданским правом. Но это не связанно с тем, что загрузка по спортивному праву небольшая. Просто многие специалисты востребованы и другими практиками, поэтому мы стараемся распределять нагрузку равномерно, чтобы хватало всем.
- Вы наверняка сталкивались с мнением, что разделение на аграрное, спортивное право и тому подобное - надуманно, поскольку юридические инструменты везде одинаковы, независимо от области их применения. Есть ли в спортивном праве элементы, которые присущи сугубо этой отрасли и больше нигде не встречаются?
- Конечно, любое разделение носит искусственный характер и необходимо прежде всего для удобства. Если кому-то нравится говорить, что спортивное право — не отрасль, я не буду с ним спорить. На мой взгляд, на данный момент это, безусловно, отрасль, но очень молодая, которая начала развиваться в России всего 5-6 лет назад в первую очередь благодаря принятию соответствующей нормативно-правовой базы, регулирующей сферу спорта.
Раньше у нас действовал лишь Закон о спорте, плюс в Трудовом кодексе было несколько статей, приравнивавших спортсменов к актерам, артистам цирка и деятелям искусства. Сейчас принят новый Закон о спорте, который постоянно актуализируется через поправки, появилась отдельная глава в Трудовом кодексе, разграничившая спортсменов и остальных работников. Получается, что есть общественные отношения, которые регулируются нормами этого права, предмет и метод.
- Но согласитесь, что одного перечисленного не достаточно, чтобы выделять целую область, разве нет?
- Уникальным в спортивном праве является то, что нормы, регулирующие эти правоотношения, двояки: помимо уже упомянутого федерального законодательства существует блок норм в несколько раз объемнее, который устанавливается профильными федерациями. Знание этих норм и умение правильно их применять отличает специалиста по спортивному праву от юриста без специализации.
- Можете привести конкретные примеры видов спорта, в которых такие корпоративные нормы существуют?
- Конечно. Возьмем Российский футбольный союз и ФИФА. Это обычные некоммерческие общественные организации. Но в связи с тем, что в футболе выстроена сложная иерархическая система с внутренними санкциями, судами и правилами, государство в законе о спорте говорит нам: хорошо, пусть часть этих отношений регулируется посредством федерального законодательства, но достаточно большой объем нормативного регулирования при этом остается за общественным организациям. И особенности их работы нужно знать. Это то, чему нужно специально учиться.
- Что вызвало такое активное развитие спортивного законодательства в последние годы?
- Прежде всего большие деньги пришли в спорт. Деньги, которые требуют порядка и закона. Во многом с этим связано довольно быстрое развитие спортивного права. К драйверам я бы также отнес проведение в России Олимпиады и Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Под них подстраивается национальное законодательство, которое должно соответствовать многочисленным требованиям ФИФА и МОК.
- В юридических компаниях разные практики конкурируют между собой по прибыльности. Если посмотреть на группу спортивного права в фирме ЮСТ с этой точки зрения, каковы доходы от вашей практики?
- Не могу разглашать такую информацию. Но динамика прибыльности положительная на протяжении всех 5 лет работы.
- Существует ли конкуренция в вашем сегменте?
- Серьезную конкуренцию составляют международные юридические фирмы. В той же Швейцарии действует огромное количество компаний, занимающихся спортивным правом. Здесь находятся все главные офисы спортивных федераций, а также спортивные суды. Многие клиенты по привычке обращаются к ним, не зная, что в России уже появились компании, имеющие собственные практики по спортивному праву.
- К каким маркетинговым средствам вы прибегайте, что бы заявить о себе?
- Главное - это работа с информационным ресурсами. Мы являемся официальным правовым консультантом РФС, и на его сайте размещен наш логотип. Также Профессиональная Баскетбольная лига (ПБЛ) разместила у себя наш логотип. Но самое главное - спортивным юристам нужно делать свою работу очень хорошо. Это главная реклама.
- Какой примерно доход приносит работа с различными видами клиентов?
- Еще раз повторюсь, что не могу называть цифры, однако я бы выделил три группы клиентов, различающиеся по прибыли. Первый пласт - крупные проекты вроде ЧМ 2018 года, которые приносят не только прибыль, но и оказывают влияние на репутацию компании. На втором месте — работа со спортивными клубами. На третьем – спортсмены-звезды, которые обращаются к нам по трудовым спорам, судебным разбирательствам, за консультациями по составлению контрактов. Сюда же отнесу и клиентов-тренеров.
- Что, на ваш взгляд, нужно поменять в нашем законодательстве, чтобы облегчить вам работу?
- В России не существует площадки для работы спортивных юристов, в рамках которой могли бы разрешаться все разбирательства по спортивному праву. Я имею в виду специализированный спортивный третейский суд. Создание такого института серьезно помогло бы рынку.
- А вы уверены, что потенциальные клиенты пойдут в наш суд, а не в швейцарский?
- Да, и я знаю это от самих клиентов.
- А пресловутая коррупция сильно влияет на вашу работу? Череда последних спортивных скандалов убеждает, что многое в этой сфере решается отнюдь не в рамках правового поля.
- Борьба с коррупцией регулируется иными отраслями права. Да, среди болельщиков есть убеждение, что все матчи — договорные, а все суды куплены. Но этому нет доказательств и последствий в виде заведенных уголовных дел. Больше мне к этому добавить нечего.
Интервью взяли Александр Московкин и Иван Чурсин
Новости
18 августа, 18:17
25 августа состоится онлайн конференция «Российский арбитражный день 2020»
08 июля, 16:31
7-й Международный Благотворительный Забег Юристов Legal Run 2020 пройдет в формате флешмобов
08 мая, 16:03
Российские суды начнут возвращаться к работе с 12 мая
08 мая, 13:01
Песков прокомментировал возможность поэтапного выхода из режима самоизоляции
08 мая, 10:00
Кудрин предложил усилить меры по поддержке малого и среднего бизнеса