БЛОГИ
Вторая половина февраля: если звезды гасят, это кому-нибудь нужно
Депутаты и общественность третируют курильщиков. Звезды шоу-бизнеса третируют общественность и журналистов. Журналисты третируют народных избранников. Все вместе третируют детского омбудсмена. Тот с отчаянностью оказавшегося в пике камикадзе отбивается.
Две последние недели календарной зимы прошли под девизом «все против всех». Поэтому порассуждаем сегодня о различных проявлениях дискриминации. И о том, зачем время от времени тушат сияющие звезды.
Кому еще комиссарского тела?
Так совпало, что в последнее время сразу несколько первых лиц российского шоу-бизнеса (ну не называть же это культурой?) всерьез озаботились защитой гражданских прав. Нет, не общественных – личных. В середине месяца на эту тему на Охотном ряду даже прошло специальное заседание думского комитета по информационной политике. И вот по его итогам у некоторых наблюдателей возникли не самые хорошие мысли.
Что произошло? Да все просто: певцы Григорий Лепс, Станислав Михайлов, Валерий Меладзе и Иосиф Кобзон (куда ж без него) отличились. Не пели – разговаривали. Лучше бы молчали. Звезд позвали обсудить серьезную вещь – положения статей 150-152 Гражданского кодекса РФ и изменений к ним. Статьи, если кто вдруг подзабыл цивилистику, посвящены нематериальным благам и их защите. В частности, защите чести и достоинства личности.
Тему дискуссии деятели эстрады восприняли чересчур буквально, начав вслух рассказывать о собственных нелегких творческих судьбах и попутно жалуясь на злобных журналистов, которые освещают непростые этапы творческого пути не так, как бы героям хотелось. В чем отличие творческого человека от обывателя? В том числе и в том, что первого жизнь заставляет постоянно быть в образе, проще говоря, уметь быстро и со вкусом входить в раж. Это в ходе слушаний удалось певцу Лепсу. Причем для перевоплощения потребовались какие-то минут двадцать. «Я переломаю колени журналистам, которые будут фотографировать гастарбайтеров, строящих мой замок!», - рыкнул он собравшимся, чем вызвал совершенно естественное замешательство. Причина такой реакции общественности еще и в хорошей памяти. Когда-то, говорят, в городе Сочи и его окрестностях не было человека душевнее и отзывчивее нашего героя, и готов он был разделить горе, радость и кубок вина буквально с первым встречным почитателем таланта.
Времена меняются. Люди взрослеют, матереют. И не всегда зрелость тела сопровождается зрелостью отдельных функциональных составляющих частей организма. Однако это ведь не беда, правда? Есть достаток, инстинкты и верные опытные платные помощники.
Но и тут подстерегают беда и коварство. Советы последних кумиры миллионов слушают лишь тогда, когда они совпадают с собственным настроением и взглядами на мир. Опыт же, сын ошибок трудных, почему-то не позволяет избежать этих самых ошибок, глядя на оплошности других. Руководит что в таких ситуациях? Правильно – инстинкты. А их неконтролируемое проявление прощается только до тех пор, пока есть популярность.
Впрочем, и ее мало. Как показывает судебная практика, законные способы отстоять поруганные честь/достоинство сейчас для отечественных звезд не гарантируют стопроцентного успеха. Пока, правда, по мелочи. То там ходатайство сделать обычный гражданский процесс закрытым судьи не удовлетворят, так как сочтут повод для этого высосанным из пальца. То тут вдруг решат люди в мантиях, что никакой клеветы в словах мнимого обидчика не было.
Обидно, да? И это хорошо. Наступать на разбросанные грабли порой полезно. Ведь именно инстинкты, в конечном итоге, и заставляют пересматривать некоторые устоявшиеся жизненные постулаты. Например – прививают привычку в определенных областях нанимать профессионалов. Причем не просто нанимать, а еще и прислушиваться к их рекомендациям. Можно только порадоваться, что в первую очередь здесь уместно говорить о профи из юридического мира. Расходы на хороших юристов, к слову, заставляют даже миллионеров быть бережливее. То есть не грузить российские суды исками только из-за одного косого взгляда, неудачной фотографии или недостаточно восторженной рецензии. Если привычка к рачительности и осмотрительности войдет в обиход хоть некоторых народных кумиров, думаю, российская Фемида только скажет спасибо.
Йорик. Бедный…
Важнейшим искусством на сегодняшний день давно пора считать не кино, а также идущие с ним в связке вино и домино – а магию под названием public relations. Но как всякая магия, эта при неправильном использовании из лекарства превращается в яд. Пример Павла Астахова – в прошлом, успешного на публике адвоката – нагляднейшим образом показывает правильность данной мудрости.
О различных проявлениях правоведческого пиара и его последствиях я уже писал в прошлых выпусках нашего обзора. Случай с Астаховым – особый. И только потому, что все, на что Павел Алексеевич положил годы труда и, подозреваю, рублей с прочей инвалютой, теперь в буквальном смысле бьет его же по голове.
Первопричина же лежит на поверхности: пресловутый «закон Димы Яковлева» и приложенная к нему излишняя ретивость в практической реализации государственной воли.
В американском Техасе в январе случилось несчастье. При пока до конца невыясненных обстоятельствах погиб усыновленный из России мальчик Максим Кузьмин. Поскольку эта смерть вызвала массу вопросов, американское следствие взяло продолжительный тайм-аут, в том числе и для проведения сразу нескольких сложных экспертиз. Не секрет ведь, что все российские сироты (или дети, приравненные к таковым) страдают различными недугами, и одна из причин иностранного усыновления заключается в том, что отечественная медицина лечить патологии таких детей в принципе неспособна. Вот приемные родители и лечили, как могли.
Но я сейчас не о заокеанских докторах и их предписаниях. А об Астахове. Использовав гибель малыша Кузьмина как информационный повод для очередных игр в большую политику, лично он допустил сразу несколько фатальных промахов. Имеет смысл их перечислить. Мальчик погиб в январе. Известно об этом в России стало почти месяцем позже. Получается, как не следили за судьбой усыновленных в США детишек, так и не следим? Следственные органы США взяли паузу, мотивировав ее причины. В это самое время детский омбудсмен в России громко кричит, что ребенка убили. Ему указывают на правовую недальновидность таких заявлений до окончания следствия. Чиновник внимает совету, и немедленно начинает исполнение новой мантры - о гибели мальчика при невыясненных обстоятельствах.
Наконец, третий печальный для карьеры эпизод – пресс-конференция в конце февраля, где у лощеного юриста не выдержали нервы. Если кто пропустил новости, рассказываю: всех, требующих его немедленной отставки, Астахов причислил к педофилам.
Блогеры, поднаторевшие в поиске зарубежных активов наших депутатов, тут же вытащили на свет Божий все этапы карьерного роста детского правозащитника, благо тот личному пиару всю жизнь уделял повышенное внимание. Так что поводов позубоскалить, а то и гневно покричать, у агрессивно настроенной части гражданского общества оказалось хоть отбавляй.
«Бедный Йорик! – Я знал его, Горацио.Это был человек бесконечного остроумия, неистощимый на выдумки. Он тысячу раз таскал меня на спине. А теперь это само отвращение и тошнотой подступает к горлу» (Уильям Шекспир, "Гамлет", акт V, сцена I). Пример нашего детского омбудсмена должен стать хорошим уроком для юристов, пробующих себя на публичном поприще. Хотя бы потому, что он начисто опровергает расхожий тезис «плохой рекламы не бывает». Бывает, еще как бывает, господа и дамы!
Что делать теперь самому главному герою? По крайней мере, прекратить обзываться и критически оценить себя и собственную деятельность. Покаяние в России любят. Особенно принародное. Уместно и принародное же извлечение уроков на будущее. Если оно у данного представителя юридической профессии еще осталось.
Уловка №36
В VI веке нашей эры в Древнем Китае был написан трактат о 36 стратагемах – военных хитростях, приемах и тактических ходах, позволяющих достигать скрытые и явные цели, а также перехватывать инициативу у противника, помня при этом, что главное в любой битве – вовремя получить преимущество.
Стратагема или уловка под номером 36 в переводе на современный русский язык звучит так: «Если становится очевидно, что выбранный курс ведёт к поражению, следует отступить и перегруппироваться. Когда проигрываешь, остается только три варианта выбора: сдаться, добиться компромисса или сбежать. Первое это полное поражение, второе - поражение наполовину, и только бегство поражением не является. До тех пор, пока ты не разбит, у тебя ещё остается шанс».
Опыт восточных мастеров интриги, которым в разное время мировой истории пользовались практически все великие военачальники, здорово пригодился в феврале депутату Госдумы Владимиру Пехтину. А заодно – и большой команде, к которой он второй десяток лет принадлежит.
Предыстория – с месяц тому назад некоторые блогеры с обостренным чувством социальной справедливости отыскали в заокеанских базах данных сведения о том, что в последние годы господин Пехтин был исправным покупателем дорогой элитной недвижимости в штате Флорида. Частные интернет-детективы при этом напоминали, что с 1999 года депутат был именно депутатом, а его статус запрещает заниматься бизнесом, которого у Пехтина к тому же и не обнаруживается. Вопрос, откуда миллионы долларов на квартиры в Майами, таким образом, повис в воздухе немым укором для председателя думской комиссии по этике, которым Пехтин на свою беду к тому же являлся вплоть до недавнего времени. Сам герой поначалу также повел себя по-астаховски – начал все опровергать, при этом путаясь в собственных показаниях. Когда ситуация грозила стать уже совсем неприличной, Пехтин заявил, что оставляет Госдуму, так как ему невыносимы поношения злопыхателей.
Казалось, либеральная общественность победила, а интернет-разоблачения наконец-то стали реальным инструментом политической борьбы.
Однако радость быстро сменилась недоумением, а затем и разочарованием. Ни в какую отставку возмутитель спокойствия не ушел. Он, если кто не в курсе – формально в отпуске. До апреля, ага. Но в Думу вряд ли вернется. Зачем? Депутат же сейчас без пяти минут – руководитель такого гиганта как «Русгидро»! Таким образом, разоблачения снова оказались бурей в стакане воды. И лишь помогли главному герою не уйти, посыпая голову пеплом, а сделать прыжок вверх по карьерной лестнице.
А все почему? Нет, деятельность общественных активистов, к тому же подкрепленная хорошей фактурой правового характера, это прекрасно, не подумайте чего. Просто обличители увлеклись тактической борьбой, не увидев за деревьями леса. Все же было очевидно: какой смысл лишать депутата мандата и вообще атаковать его по причине ничем не подтвержденных расходов или наличия бизнеса, если и за то, и за другое прегрешение не предусмотрено никакой ответственности? Шума много, практическая польза обнародованного компромата стремится к нулю.
Зато было не скучно. Ну а чтобы такая общественная деятельность была практически полезной, нужна малость – начать исполнять международные антикоррупционные конвенции и установить в Уголовном кодексе РФ кару за деятельность, не совместимую со статусом народного избранника. Это могут сделать сегодня только сами объекты разоблачений. Иными словами – не дождетесь!
Ну а чтобы потрафить общественности, иногда ведь и не грех воспользоваться уловками древнекитайских мудрецов.
Евреи, индейцы, цыгане и курильщики
Да-да, именно в такой славной компании российские любители табакокурения могут оказаться уже летом текущего года. В феврале президент Владимир Путин подписал наделавший много шума закон, ограничивающий права курильщиков в общественных местах – ресторанах, театрах, спортсооружениях, больницах, аэропортах, вокзалах, вблизи станций метро и проч. Курить вскоре можно будет без боязни получить штраф лишь у себя дома, на улице, в офисных и заводских курилках, а также в соответствующих зонах предприятий общепита. Но такие зоны просуществуют лишь до лета следующего года.
Рассуждая о дискриминации курильщиков, я нисколько не оговорился. Принятый под шумные аплодисменты общественных защитников здорового образа жизни документ нисколько не поспособствует борьбе с курением как таковым, а направлен лишь на отравление жизни пристрастившихся к табаку.
Правда, торопливое принятие новых правил игры отразилось на их качестве. Во-первых, повторюсь – сохранен годовой мораторий на курение в кафе и ресторанах. Поэтому борцы с курением до лета 2014-го могут только в бессилии сжимать кулаки и грозиться в соцсетях высыпать за шиворот полную пепельницу любому смолящему гражданину или гражданке, так как их дымом пропахивают волосы и/или одежда. На деле здесь поражения в правах курильщиков пока нет.
Во-вторых, антитабачные лоббисты и их маленькие последователи не добились главного – курение на улицах по-прежнему никто не запрещал. Поэтому мы еще долго будем слышать стоны тех, кто вынужден вдыхать табачный дым, идя по тротуару или стоя на автобусной остановке. Но вы же так радовались принятию этого закона!? Вот вам его практические последствия!
В-третьих, законодатель совершил ряд очевидных глупостей, борьбе с курением никак не способствующих. Запретил электронные сигареты, испарения которых к никотину не имеют никакого отношения. Не прописал четко правоприменение, вследствие чего массовые штрафы граждан за курение в неположенных местах пока выглядит фикцией.
Кроме того, депутаты в который раз позабыли о существующей нормативной базе. Конкретнее, об аналогичном законе 2001 года. Что проще – принять совершенно новый акт или внести нужные поправки в уже действующий? Парламентарии снова искать легких путей не стали.
В итоге мы имеем неприятную картину. Нормальное общество у людей права не забирает, а наоборот – их дает. Курильщикам в идеале нужно дать право выбора. В России оно могло бы приобрести экономический оттенок, к примеру, после значительного повышения цен на табачную продукцию, но, одновременно, и введения мер медицинского характера по борьбе с пагубной привычкой.
Мы же пока имеем сомнительное счастье наблюдать обычную борьбу табачного лобби с антитабачным, к тому же щедро спонсируемую с обеих сторон.
Куда заводит экстремизм
А вы в курсе, что антизаконные лозунги, призывы и пассажи могут поджидать вас, ваших детей и престарелых родственников в Глобальной сети буквально где угодно? Могут-могут, не говорите, что вас не предупреждали!
Красноречиво об этом говорит решение районного суда города Омска, вынесенное 28 ноября прошлого года. В тот день были признаны экстремистскими материалы одного из номеров местного издания «Радикальная политика». Признаны, что называется, скопом, без отделения «правых от виноватых». Решение суда изучили в Минюсте РФ, автоматически включив весь экстремистский перечень в соответствующий список.
И все бы давно забыли об этой сущей безделице, если б вдруг не выяснилось, что среди вредоносных для законопослушного гражданина заметок не оказалась одна, но взятая с официального сайта главы государства. Дело в том, что в качестве эпиграфа одной из статей автор «Радикальной политики» использовал поздравление за подписью президента Дмитрия Медведева, который отдавал дань уважения сотрудникам 10-й отдельной бригады специального назначения Министерства обороны РФ.
Теперь, если верить омскому райсуду, «отлитые в граните» слова Дмитрия Анатольевича следует немедленно удалить с кремлевского сайта. Или, по крайней мере, заблокировать к ним доступ, как велит действующий закон об информатизации и защите информации.
Понятное дело, что исполнять такое нормативное требование никто не торопится. И - по причине банального российского чинопочитания. И – из-за фактической невозможности предъявить такое требование на практике. Ведь если провайдер или владелец сайта не исполняет требование удалить признанный экстремистским материал, ему за это ничего не будет. В действующем УК РФ наказания за такие вольности не предусмотрено.
Теперь же довольно любопытны две вещи. Первая – как именно судейские планируют выкручиваться из создавшейся смехотворной ситуации? Крайними-то, как ни крути, окажутся именно они. И никакие отговорки о загруженности суда делами (и вызванной этим невнимательности) не помогут. Знаем – плавали…
Вторая – раз скандал просочился в СМИ, станут ли наши надзорные органы требовать беспрекословного исполнения данного решения? Ситуация ведь осложняется еще и тем, кто сайт президента формально не является СМИ, и Роскомнадзору по этой причине весьма затруднительно сейчас хотя бы в этой части что-то требовать.
Что остается нам всем, смиренным наблюдателям? Осознать горькую правду. Ведь как выкрутятся чиновники на этот раз, мы, скорее всего, так и не узнаем.
Новости
18 августа, 18:17
25 августа состоится онлайн конференция «Российский арбитражный день 2020»
08 июля, 16:31
7-й Международный Благотворительный Забег Юристов Legal Run 2020 пройдет в формате флешмобов
08 мая, 16:03
Российские суды начнут возвращаться к работе с 12 мая
08 мая, 13:01
Песков прокомментировал возможность поэтапного выхода из режима самоизоляции
08 мая, 10:00
Кудрин предложил усилить меры по поддержке малого и среднего бизнеса