БЛОГИ
LinkedIn, Facebook, Twitter и YouTube для юристов: перешагивая порог консервативности
Если задаться вопросом, как ведущие российские юрфирмы используют социальные медиа в маркетинговых целях, выбрать, скажем, десять лидеров рынка, и посмотреть LinkedIn, Facebook, Twitter и YouTube, то вы будете разочарованы или отсутствием профайлов этих фирм, или их очевидной неоформленностью.
Если же ради академического занудства продолжить эксперимент и выбрать те фирмы, которые присутствуют в социальных медиа, то сразу видно, что среди покорителей интернет-пространства – преимущественно маленькие и средние компании, которых почему-то объединяет стремление к экзотическим, рисующим в сознании красочные образы, названиям. Таким образом, если при анализе российского рынка юридических услуг опираться исключительно на социальные медиа, создается превратное впечатление.
Опыт иностранных коллег в данном случае на первый взгляд не кажется показательным. За рубежом существует целый рынок услуг по маркетингу в социальных сетях для юридических фирм, есть специализирующиеся только на этой области PR-фирмы, на эту тему издаются книги и проводятся конференции. Стоит в поисковой строке набрать фразу «How to promote a law firm on Facebook», как перед вами предстанет многостраничный список ссылок на материалы разной степени полезности.
Просмотрев профайлы ведущих зарубежных фирм в различных социальных сетях вы увидите понятное позиционирование каждой их них. Так, консервативная юридическая фирма Baker & McKenzie, может не развивать свой профайл в Facebook, набирая бесконечное облако «лайков», а достойно ограничиться размещенной в профайле статьей Wikipedia о своей истории. Пример иного позиционирования – DLA Piper, которые активно используют LinkedIn, Twitter, Facebook, YouTube и даже Flickr. Увидеть статистику в целом позволяют исследования Vizibility Inc. и LexisNexis, проведенные компаниями в конце декабря прошлого года, в соответствии с которыми 81% крупных иностранных юридических фирм уже использует социальные сети в маркетинговых целях, а еще 10,1% планируют начать использовать в течение ближайших шести месяцев.
Мне приходилось слушать различные типовые ответы от представителей российских юридических фирм, почему они не используют социальные медиа. Наиболее безобидный из них – после реализации остальных маркетинговых программ уже не остается времени/сил/денег. Другие варианты – мы не можем просчитать результат, наши клиенты не пользуются социальными сетями или маркетинг в социальных сетях не серьезное занятие – не выдерживают критики. Во-первых, одна из главных положительных сторон интернета при всех его недостатках – возможность измерить абсолютно все. В том числе, конечно, различные результаты использования социальных медиа. Во-вторых, с каждым годом все большее количество людей начинает пользоваться социальными сетями, вне зависимости от возраста и социального положения. Кроме того, за исключением ваших клиентов есть еще журналисты, продюсеры конференций, соискатели и другие группы людей, с которыми можно эффективно поддерживать отношения через интернет. В-третьих, еще совсем недавно в сообществе российских юристов поисковую оптимизацию (SEO) не считали серьезным занятием. Так что мнение, что социальные сети не являются серьезным занятием для B2B-компаний звучит как проявление неофобии.
По сути, социальные сети на сегодняшний день представляют собой безальтернативный по масштабу и дешевизне инструмент интерактивного общения с целевыми группами фирмы. Таких целевых групп несколько.
Во-первых, это клиенты. Скорее всего, потенциальный клиент не будет искать юридическую фирму для своей компании через Facebook или Twitter. Тем не менее, после первого контакта с клиентом и донесения до него информации об оказываемых фирмой услугах, наступает период «ухаживания» за клиентом. И здесь социальные сети очень кстати. Через удобный для вашего клиента интерфейс социальной сети он может получить любую дополнительную информацию (реализованные проекты, white paper, алерт), которая поможет принять правильное решение.
Во-вторых, сотрудники, как существующие, так и потенциальные и даже уже ушедшие из фирмы. Социальная сеть (в особенности, LinkedIn или Facebook) может стать хорошим инструментом для рекрутинга, внутреннего PR или организации alumni клуба.
В-третьих, журналисты. Как показывает практика, журналистам удобно использовать социальные сети как для поддержания отношений, так и для запроса комментариев, уточнения деталей и согласования материалов. Главный принцип здесь – не будьте навязчивыми.
В-четвертых, представители профессиональных сообществ, продюсеры конференций и другие полезные для работы люди, с которыми через Facebook связаться порой бывает значительно легче, чем по телефону.
Кроме того, в отношении каждой из вышеприведенных групп социальные сети являются бесценным источником информации об интересах и вкусах человека, с которым у вас партнерские отношения. Это особенно ценные данные накануне Нового года или Дня рождения.
Таким образом, нерасторопность одних юристов в использовании социальных сетей создает для их конкурентов окно возможностей – стать первой российской (или работающей на российском рынке) юридической фирмой, ведущей активную деятельность в социальных сетях. Возможность занять маркетинговую высоту в конкурентной борьбе представляется не каждый год. Сейчас такая возможность, очевидно, есть.
Новости
18 августа, 18:17
25 августа состоится онлайн конференция «Российский арбитражный день 2020»
08 июля, 16:31
7-й Международный Благотворительный Забег Юристов Legal Run 2020 пройдет в формате флешмобов
08 мая, 16:03
Российские суды начнут возвращаться к работе с 12 мая
08 мая, 13:01
Песков прокомментировал возможность поэтапного выхода из режима самоизоляции
08 мая, 10:00
Кудрин предложил усилить меры по поддержке малого и среднего бизнеса