АНАЛИТИКА
Ответственность перевозчика за выдачу груза без коносамента
В международной купле-продаже товаров все более частыми становятся случаи, когда перевозчик выдает груз покупателю в порту без предоставления коносамента со стороны последнего. В большинстве случаев это происходит когда груз пребывает раньше, чем документы, и покупателю необходимо получить товар скорее, чтобы потом не платить за простой, или когда документы посланы в банк (при использовании аккредитивной формы расчетов), и банк их проверяет, на что уходит значительное время, а покупатель должен получить груз.
В таких случаях покупатель, чтобы застраховать перевозчика, выдает последнему документ, известный как LOI (Letter of Indemnity) т.е. письмо гарантии. В данном письме покупатель гарантирует перевозчику, что в случае претензий со стороны продавца или банка-эмитента, у которого в тот момент могут находиться документы, все расходы на защиту и удовлетворение иных требований берет на себя покупатель.
Однако это сопряжено с некоторыми рисками. Во-первых, несмотря на предоставление LOI, ответственность перевозчика неизбежна и последний не сможет эффективно защитится от претензий продавца или банка, ссылаясь на гарантии покупателя. В большинстве случаев может оказаться, что покупатель обанкротился, находится на стадии банкротства или вообще подделал документы и мошенническим образом получил груз. В таких случаях перевозчик окажется в удручающем положении, и в случае претензии со стороны продавца будет использовать все средства, чтобы защититься от такого рода претензий.
Во-вторых, даже несмотря на наличие тех или иных факторов, продавец может применить обеспечительные меры для того, чтобы заставить перевозчика выплатить стоимость груза. В большинстве случаев такой обеспечительной мерой является арест судна. Несмотря на то, что процедура ареста судна отличается от юрисдикции к юрисдикции, основанием всегда является морское требование, а выдача груза без коносамента может стать основанием для такого требования.
Для того чтобы защититься от претензий продавца или других заинтересованных лиц, перевозчику необходимо обеспечить следующие меры:
1. Перед выдачей груза против предоставления LOI или просто по требованию покупателя (как это может происходить в Японии) он должен заручиться поддержкой фрахтователя. Иными словами, фрахтователь должен дать инструкцию или приказ о выдаче груза без предоставления коносамента. Это должно быть в письменной форме, чтобы служить достаточным основанием в суде для перехода ответственности от перевозчика к фрахтователю.
2. Перевозчику необходимо поинтересоваться у продавца о состоянии дел, то есть, принял ли покупатель документы и оплатил ли их, или сделал ли это банк, если это аккредитив. В случае если он получит положительный ответ на свои запросы, он может выдавать груз покупателю.
3. Перевозчику во всех случаях необходимо сделать все возможное, чтобы выдать груз против предоставления коносамента, так как выдача груза без коносамента, как уже указывалось, будет основанием для претензий со стороны продавца и других заинтересованных лиц.
Книги, которые полезно прочитать на эту тему
Шмиттгофф Клайв М. Экспорт: право и практика международной торговли,М.: Юрид. лит., 1993. — 512 с.
Scrutton on Charterparties and Bills of Lading, 22ndEdition, Sweet & Maxwell, 2011
Carver on Bills of Lading, 3rdEdition, Sweet & Maxwell, 2012
Новости
18 августа, 18:17
25 августа состоится онлайн конференция «Российский арбитражный день 2020»
08 июля, 16:31
7-й Международный Благотворительный Забег Юристов Legal Run 2020 пройдет в формате флешмобов
08 мая, 16:03
Российские суды начнут возвращаться к работе с 12 мая
08 мая, 13:01
Песков прокомментировал возможность поэтапного выхода из режима самоизоляции
08 мая, 10:00
Кудрин предложил усилить меры по поддержке малого и среднего бизнеса