АНАЛИТИКА
«России нужен специальный кодекс о предпринимательстве»
7-8 июня 2012 года в Екатеринбурге начнет свою работу Европейско-Азиатский правовой конгресс. Шестая сессия конгресса «Правовые формы интеграционных процессов в современном мире: реальность и перспективы» будет посвящена в том числе обсуждению совершенствования предпринимательского законодательства. Об итогах работы экспертной группы «Перспективы модернизации экономики и совершенствование предпринимательского (коммерческого) законодательства России, государств-членов ЕврАзЭС, ШОС и ЕС» и перспективах деятельности мы спросили у руководителя группы Владимира Белых, заведующего кафедрой предпринимательского права Уральской государственной юридической академии, доктора юридических наук, профессора, директора Евразийского научно-исследовательского центра сравнительного и международного предпринимательского права.
Владимир Сергеевич, расскажите об основных направлениях работы вашей экспертной группы.
- Экспертная группа, которую я возглавляю, уже несколько лет работает над проблемами совершенствования коммерческого законодательства государств ЕврАзЭС, ШОС, Евросоюза. Наша экспертная группа консолидированная, и в ней несколько основных направлений. Первое направление – это предпринимательское законодательство, второе – банковское законодательство, третье – страховое законодательство, четвертое – энергетическое. Ну и, можно сказать, еще одно новое направление – транспортное законодательство. Каждое направление курирует тот или иной специалист, и в каждом направлении есть свои эксперты. Поэтому работа строится в рамках экспертных групп.
Что удалось сделать? Есть ли какие-то конкретные документы?
- В рамках Межпарламентской ассамблеи государств ЕврАзЭС мы подготовили концепцию и примерная структура законодательства о фондовом рынке государств ЕврАзЭС. Эта концепция была одобрена на одном из заседаний Межпарламентской ассамблеи, и в настоящее время работа продолжается. С моей точки зрения, это очень интересная работа не только для государств ЕврАзЭС, но и для других, включая страны ШОС и Евросоюза.
По заданию Министерства транспорта России мы также принимали участие в разработке примерной структуры и концепции Единого транспортного кодекса России. Была проведена большая работа. И мы такую концепцию и примерную структуру разработали. Я был приглашен на одно из заседаний Министерства транспорта России, где доложил о результатах выполненной работы. Более того, была подготовлена книга – монографическое исследование – в издательстве «Проспект» под названием «Транспортное законодательство России, государств ЕврАзЭС, ШОС и Евросоюза». Это, пожалуй, единственная книга на всем постсоветском пространстве, которая была посвящена этой проблематике.
Третье направление. По заданию Федеральной налоговой службы России (ФНС) я был назначен руководителем рабочей группы по подготовке очень серьезного документа – это обзор законодательства, а также судебно-хозяйственной практики по теме «Минимизация расходов арбитражных управляющих в делах о несостоятельности (банкротстве)». С моей точки зрения – уникальная тема. Мне было очень приятно, что именно наша группа смогла выйти именно на такой грант, на такой успех, потому что это связано с таким федеральным органом, как налоговая служба. Я считаю, что мы подготовили интересный материал с учетом опыта зарубежных стран, где главным образом рассматривались вопросы: какие расходы несет арбитражный управляющий в делах о банкротстве, где есть определенные схемы, которые можно использовать для того, чтобы эти расходы не минимизировать, а, наоборот, увеличивать за счет конкурсных кредиторов и, прежде всего, за счет должника.
Следующее направление, которым мы можем тоже гордиться, это тоже в рамках нашей экспертной группы, – по заданию бывшего губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя был подготовлен проект федерального закона об управлении собственностью и концепция. Дело в том, что принято считать: на территории Российской Федерации очень большое количество неэффективных предприятий. Более того, считается, что эти предприятия являются не только неэффективными, но еще и банкротами. Возникает вопрос: что с ними делать? Существует, например, система несостоятельности (банкротства), можно их обанкротить. Но дело в том, что некоторые предприятия не подпадают под банкротство. Их нельзя обанкротить по неким формальным признакам, т. е. речь идет о том, что у них есть прибыль, и они никому ничего не должны. Но что делают эти предприятия? Они не используют свои денежные средства и прибыль для того, чтобы модернизировать основные фонды. Они не используют эти деньги, чтобы можно было направлять на социальные нужды трудового коллектива. Практически можно сказать, что деньги разворовываются.
Насколько этот законопроект востребован в сегодняшней ситуации?
- Нашим проектом закона заинтересовались некоторые политические партии, например, «Справедливая Россия», ЛДПР. Они заинтересовались концепцией подготовки федерального закона, а также моей идеей о возможности разработки и принятия в России закона о национализации и деприватизации. В любом случае, я хотел бы сказать, что эти документы были переданы в Государственную думу, но до сих пор не принято решение по этим законам, потому что считается, что закон о национализации и деприватизации является антирыночным, пугает обывателей, пугает политическую верхушку.
Над чем еще вы работали в последнее время?
- По заданию Межпарламентской ассамблеи государств ЕврАзЭС я был руководителем рабочей группы по подготовке и обобщению практики. Очень интересная тема – она посвящена предпринимательским объединениям на территориях этих государств. Это прежде всего предпринимательские объединения, которые не имеют статуса юридического лица, например, холдинги, концерны, концорциумы и т. д. Они не имеют на территории России правового закрепления в виде законов либо других документов. Мы такую практику обобщили.
Что предстоит сделать в ближайшем будущем?
- Я хотел бы принять участие в разработке некоторых законов, которые, на мой взгляд, являются базовыми документами, регулирующими отношения в сфере предпринимательской деятельности. Первый закон – о ценах и ценообразовании. Мне очень симпатично, что я об этом законе говорю уже с 2001 года, и наконец-то в Совете Федерации проект такого закона появился. Ведь в Российской Федерации был принят закон «Об основах государственного регулирования торговли». Но это только одна сфера – торговля. Я хотел, чтобы этот закон был направлен на урегулирование многих отношений.
Еще одно. В Российской Федерации действуют различные биржи: товарная, валютная и биржа с ценными бумагами. Я выступаю за принятие консолидированного закона, который бы так и назывался – закон о биржах и биржевой деятельности, который бы объединил различные биржи и придал бы им такое движение.
Наконец, я выступаю за то, чтобы был принят федеральный закон о ценных бумагах. В настоящее время есть в России такой закон, он называется «Закон о рынке ценных бумаг». Но надо иметь в виду, что рынок ценных бумаг – это не только акции и облигации. Рынок ценных бумаг еще состоит из так называемых производных финансовых инструментов. И это пока никак не регулируется.
Но и самая главная идея, с которой я буду выступать на 6-й сессии правового конгресса, – разработка концепции и структуры либо кодекса, либо закона о предпринимательстве. Например, в Чехии был принят закон о предпринимательстве. Точно такие же документы есть в Казахстане, на Украине и в других государствах, которые серьезно регулируют вопросы предпринимательства.
Татьяна Андреева, пресс-секретарь Европейско-Азиатского правового конгресса
Новости
18 августа, 18:17
25 августа состоится онлайн конференция «Российский арбитражный день 2020»
08 июля, 16:31
7-й Международный Благотворительный Забег Юристов Legal Run 2020 пройдет в формате флешмобов
08 мая, 16:03
Российские суды начнут возвращаться к работе с 12 мая
08 мая, 13:01
Песков прокомментировал возможность поэтапного выхода из режима самоизоляции
08 мая, 10:00
Кудрин предложил усилить меры по поддержке малого и среднего бизнеса