Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

НОВОСТИ

Стратегию защиты детей нужно было лучше проработать - эксперт

Не знаю, кто оценивал стратегию действия в интересах защиты детей с правовой стороны перед подписанием ее Президентом, но считаю, что это надо было делать тщательнее, отмечает генеральный директор Аналитического центра «Семейная политика.РФ» Павел Парфентьев.

Президент РФ Владимир Путин подписал указ «О национальной стратегии действия в интересах защиты детей на 2012-2017 годы», направленный на формирование необходимых для жизни детей условий, а также защиту их прав. По мнению Павла Парфентьева, стратегия нуждается в более тщательной проработке.

«Не знаю, кто документ оценивал с правовой стороны перед подписанием его Президентом, но считаю, что это надо было делать тщательнее, - говорит Парфентьев. - В частности, стоило привлечь серьезных специалистов в конкретных областях международного права. Очевидно, что это сделано не было и в итоге одобренная "Национальная стратегия действий в интересах детей" - документ, на мой взгляд, во многих отношениях весьма непрофессиональный. Стоит отметить, как минимум, два важных момента.

Недавно Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Павел Астахов сказал: "Защищая права детей, мы прежде всего должны защитить право ребенка на семью. Не противопоставлять интересы и права детей интересам семьи, правам и обязанностям родителей, а поддерживать семью, добиваться ее сохранения, укрепления и процветания". Эти слова вполне справедливы. Более того – надо четко понимать, что семья, и с точки зрения национального и международного права, и по данным науки – самая естественная, благоприятная и безопасная среда для ребенка. Поэтому защита и укрепление семьи должны быть интегративной частью любой грамотно разработанной стратегии действий в интересах детей.

Подчеркиваю, интересам ребенка отвечает не поддержка детей в семье, как отдельных атомов, а комплексная поддержка и защита семьи, в том числе защита интимности детско-родительских отношений, защита семьи от незаконных вмешательств в ее жизнь, комплексная поддержка семейного образа жизни как одной из основных национальных ценностей. К сожалению, эта тема в Стратегии почти не затронута, и внимание снова сконцентрировано на семейном неблагополучии. Между тем, такая концентрация, как уже не раз говорили эксперты, наносит институту семьи и интересам детей серьезный ущерб.

Скажем, Стратегия уже в первом разделе указывает, как на основную проблему, на "распространенность жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей", а во II разделе явно повторяет это в отношении семьи. И создается впечатление, что семья – источник угрозы насилия в отношении детей, потенциальный враг ребенка. Между тем, научные данные говорят о том, что именно в семьях, особенно полных, дети подвергаются любым видам насилия гораздо реже, чем во всех иных видах альтернативного окружения. Более того, дети, живущие со своими родителями, больше защищены от любого насилия извне, идущего не из семьи. Но акцентируется почему-то именно насилие в семье, самой безопасной среде – вследствие чего искажается восприятия семьи и специалистами-практиками, и обществом в целом. Складывается подозрительное отношение к семье и родителям. Разумеется, интересам детей это прямо противоречит.

Защита детства требует и такой меры, как укрепление и защита статуса родителей, в том числе правового, расширение обеспечения прав родителей, как основных защитников прав и интересов ребенка, повышение уважения к родителям в обществе. К сожалению, эта тема также обойдена молчанием.

Очень серьезные недостатки содержит концепция в части, затрагивающей международно-правовые вопрос. Предполагается подписание международных документов, включающих спорные концепции, с введением которых Россия годами последовательно боролась на международном уровне.

Авторы проекта, на мой взгляд, или не слишком хорошо знакомы с международно-правовыми механизмами, или сознательно лоббируют внешние по отношению к России интересы. Скажем, Стратегия предполагает фактически обязательное исполнение всех заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка, создание механизма контроля за их исполнением с участием общественных объединений. Между тем, это очень странный подход. Во-первых, заключительные замечания Комитета носят не обязывающий, а рекомендательный характер, это авторитетное мнение комитета по соответствующим вопросам и не более. Государства-члены ООН, включая западные страны, неоднократно это подчеркивали, отстаивали свое право самостоятельно решать, какие рекомендации Комитета принимать во внимание, а какие нет. Во-вторых, Комитет по правам ребенка нередко действует неправомочно, за пределами своего мандата, в противоречие с международными принципами, признанными Россией. Доходит даже до необоснованного создания "из ничего" новых обязательств для государств, давления на них во внутренних вопросах. Фактически, это – серьезное нарушение национального суверенитета, независимости государств во внутренних вопросах. С этими нарушениями над бороться, а не вводить их в ранг обязательных норм, как это без всяких оснований сделали авторы проекта Стратегии. Фактически, она создает прецедент признания за Комитетами ООН статуса своего рода наднационального правительства. А это уже не просто необоснованно, но опасно, причем не только для института семьи (не секрет, что в ООН в последние годы есть очень неблагоприятные для семьи тенденции), но и для всей национальной безопасности и независимости России как суверенного государства.

Это не отменяет, разумеется, того, что в документе есть и некоторые положительные моменты, но на фоне таких недостатков они, лично для меня, несколько "бледнеют". Очень жаль, что он принимался так поспешно, фактически – без реального широкого общественного обсуждения. Уверен, что в таких вопросах надо быть осмотрительнее, и считаю, что документ следовало бы серьезно переработать с учетом реальных интересов семьи и детей и национальных интересов России».

Напомним, что, по словам Путина, в России требуется повышать общественный статус семьи, отцовства и  материнства, в том числе и отмечая заслуги в воспитании юных граждан государственными наградами.

Код для вставки в блог

Обновления в базе Лекспро

06 декабря, 21:44
Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 823 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237"

06 декабря, 20:53
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

06 декабря, 20:43
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

24 ноября, 18:28
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. N 31 г. Москва "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

06 мая, 12:54
<Письмо> Банка России от 30.04.2020 N 015-44/3203 "О представлении микрофинансовыми институтами отчетности"

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru