Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

НОВОСТИ

Для роста населения нужны благоприятные социально-экономические условия - эксперт

Для повышения рождаемости необходимо создание реальных социально-экономических и правовых условий, в которых люди захотят и смогут рождать детей, семьи захотят становиться многодетными, - считает генеральный директор Аналитического центра «Семейная политика.РФ» Павел Парфентьев.

Владимир Путин подписал Указ «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», основным приоритетом которого является улучшение демографической ситуации в России. По мнению Павла Парфентьева, полноценная реализация Указа требует комплексного подхода и преобразований во многих сферах жизни российского общества.

«То, что Президент уделяет пристальное внимание демографической проблеме – оценить, конечно, можно только позитивно, - говорит Парфентьев. - Кстати, еще выступая в апреле в Государственной Думе, В.В. Путин, тогда еще премьер, оценил решение демографической проблемы как один из главных приоритетов государственной политики, обратив, в этой связи, внимание на значимость многодетных семей и необходимость их реально поддерживать.

Распоряжение обеспечить повышение к 2018 г. коэффициента рождаемости до 1,753 (на 2009 г. – 1,537) звучит хорошо, но пока не вполне ясно, как оно будет выполняться. Для повышения рождаемости необходимо создание реальных социально-экономических и правовых условий, в которых люди захотят и смогут рождать детей, семьи захотят становиться многодетными.

Мы сегодня от этого очень далеко – и, к сожалению, есть негативные правовые тенденции, создающие для семьи ситуацию угрозы. Скажем, внесенный в Государственную Думу в марте законопроект о социальном патронате – создает реальные возможности для практически произвольного вмешательства чиновников в жизнь любой семьи. В подобных условиях многие люди просто опасаются становиться родителями, особенно многодетными. Для поднятия рождаемости необходимо изменить законодательство в сторону реальной защиты автономии семьи и неприкосновенности семейной жизни, а не бездумное копирование западных моделей законов о «защите детей», которые отрицательно зарекомендовали себя на практике.

Огромное значение имеет также эффективное решение жилищных проблем и обеспечение каждой семье возможности получать необходимые ей доходы. К сожалению, именно в эти стороны в последние годы делалось крайне мало эффективных шагов и все разговоры о решении демографической проблемы сводились к незначительному увеличению детских пособий (часто при ужесточении условий их предоставления!) и к тому подобным шагам, которые малоэффективны в плане долговременного изменения демографической ситуации.

В любом случае, чтобы страна не вымирала, необходимо поднять коэффициент рождаемости минимум до 2,1. Такого результата невозможно достичь точечными мерами, тут нужны комплексные усилия, серьезная поддержка семьи. Как на пример можно указать на недавние законодательные меры в Венгрии, где поддержка семьи была выделена в отдельную область, отличную от соцобеспечения. Кроме того, тот же венгерский закон определяет, что поддержка семьи должна время от времени становиться приоритетом при планировании всего государственного бюджета Венгрии.

Я скептически отношусь и к миграционному акценту указа. Уверен, что демографическую проблему надо решать не миграционными потоками, а увеличением рождаемости, возрождением и укреплением российской семьи.

Противоречивой мерой мне кажется и упор на совмещение женщиной обязанностей по воспитанию детей и работы. Выход на работу женщины по достижении ребенком трехлетнего возраста явно мыслится в указе как положительное явление, а это вовсе не так. Получается, после трех лет мы склоняем маму отдать ребенка в детский сад и идти работать. Но если учитывать научные данные, то, с точки зрения укрепления семьи, повышения рождаемости, воспитания здорового физически и психически молодого поколения, приоритетным вариантом должно быть домашнее воспитание детей дошкольного возраста. Поэтому надо создавать условия, когда матери смогут находиться дома с детьми дольше без ущерба для семейного бюджета. В целом же оценить плоды указа можно будет только тогда, когда мы увидим конкретные меры, направленные на его реализацию».

Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Код для вставки в блог

Обновления в базе Лекспро

06 декабря, 21:44
Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 823 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237"

06 декабря, 20:53
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

06 декабря, 20:43
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

24 ноября, 18:28
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. N 31 г. Москва "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

06 мая, 12:54
<Письмо> Банка России от 30.04.2020 N 015-44/3203 "О представлении микрофинансовыми институтами отчетности"

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru