Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

НОВОСТИ

Законопроект о контроле расходов чиновников - мнение юриста

Возникает вопрос, почему контроль должен быть установлен только за расходами супруга (супруги) и несовершеннолетних детей чиновника? – отмечает юрист Юридической фирмы «RBL» Роман Ковчик.

Президент РФ Дмитрий Медведев поручил внести на рассмотрение в Госдуму законопроект о контроле расходов чиновников до 22 марта 2012 года. Документ предполагает отслеживание сделок с недвижимостью, ценными бумагами и транспортными средствами чиновников. «Речь идет о сделках, которые фиксируются государством», - отметил глава государства. По мнению Романа Ковчика, контроль расходов должен быть установлен не только за чиновниками и членами их семей, но и других родственников госслужащих, например братьев, сестер и тд.

«Появление рассматриваемого законопроекта свидетельствует о последовательной реализации “Национальной стратегии противодействия коррупции”, утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460, - говорит Ковчик. - Как отмечено в Пояснительной записке к указанному законопроекту "представленные за 2009 - 2011 годы сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера образуют базу данных, достаточную для перехода к следующему этапу в реализации государственной антикоррупционной политики - этапу контроля за расходами".

Однако возникает вопрос, почему контроль должен быть установлен только за расходами супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. А  как быть с расходами братьев  и сестер, бабушек и дедушек и, наконец, совершеннолетних детей? Указанные лица также относятся к числу близких родственников контролируемого лица, и дорогостоящие имущество может быть формально закреплено за ними, а, следовательно, расходы по приобретению этого имущества останутся неподконтрольными. Другой вопрос связан с предполагаемой мерой ответственности чиновников и членов их семей в виде изъятия и обращения в доход государства имущества приобретённого на “незаконные” доходы.

Так, в Пояснительной записке отмечено, что при установлении в ходе проверки несоответствия расходов лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам, материалы проверки представляются в правоохранительные органы согласно их компетенции и в обязательном порядке - в органы прокуратуры РФ. При получении таких материалов Генеральный прокурор РФ или подчиненные ему прокуроры в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ, обращаются с заявлением в суд об обращении в доход государства имущества, в отношении которых не представлено сведений, свидетельствующих об их приобретении на законные доходы.  Для обеспечения выполнения данного положения предлагается дополнить пункт 2 статьи 235 части первой Гражданского кодекса  РФ нормой, согласно которой имущество, в отношении которого не представлено в соответствии с законодательством  о противодействии коррупции  доказательств его приобретения на законные доходы, обращается по решению  суда в доход РФ.

Таким образом, проблема сводится к тому, что именно подразумевать под незаконными доходами. Одно дело, если в качестве таковых будут рассматриваться любые доходы, сведения о которых не были ранее предоставлены соответствующими лицами. А для обращения взыскания на имущество достаточно будет установления самого факта несоответствия между объявленными доходами и выявленными расходами. Такой подход, на мой взгляд, будет эффективно мотивировать обязанных лиц добросовестно раскрывать достоверную информацию о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Если же четкой трактовки понятия “законные доходы” не будет дано, на практике может возникнуть ситуация, когда чиновник, пойманный на указанном несоответствии, “вдруг” вспомнит, что он забыл сообщить о каком-то своем доходе (формально даже законном), извинится и понесет ответственность только за неисполнение обязанности по раскрытию соответствующих сведений. Таким образом, несмотря на всю привлекательность  идеи подконтрольности расходов чиновников и членов их семей, остается ряд вопросов правоприменительного характера, определяющих жизнеспособность рассматриваемых законодательных новелл».

Напомним, Дмитрий Медведев пояснил, что сведения будут предоставляться, в случае, если «сумма разовой сделки, совершенной чиновником или членом его семьи, превышает трехгодовой суммарный доходов членов семьи по основному месту службы».

Источник: LEXPRO

Код для вставки в блог

Обновления в базе Лекспро

06 декабря, 21:44
Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 823 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237"

06 декабря, 20:53
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

06 декабря, 20:43
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

24 ноября, 18:28
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. N 31 г. Москва "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

06 мая, 12:54
<Письмо> Банка России от 30.04.2020 N 015-44/3203 "О представлении микрофинансовыми институтами отчетности"

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru