Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

БЛОГИ

Владимир Хвалей
Председатель Правления Российской Арбитражной Ассоциации
Биография

Коммерческий арбитраж в РФ: тенденции и перспективы

Реформа законодательства о третейских судах, которую предлагает Министерство юстиции РФ, безусловно назрела очень давно. Это связано прежде всего с многочисленными злоупотреблениями в сфере третейского разбирательства внутри России, начиная от существования так называемых «карманных» третейских судов, и заканчивая использования формы третейского разбирательства для легализации полукриминальных или криминальных схем.

Не менее печальная ситуация сложилась и в сфере международного арбитража. Несмотря на то, что крупные споры с российским участием составляют значительную долю в портфеле международных третейских судов в Стокгольме, Лондоне и Париже, они практически никогда не рассматриваются в России.

Предложения Министерства юстиции РФ содержат в себе очень много разумных положений, которые безусловно улучшат ситуацию с третейским разбирательством в России. В частности, законопроект Минюста заполняет многие пробелы в существующем внутреннем законодательстве о третейских судах; прямо указывает на обязанность государственных судов оказывать поддержку третейским судам в сборе доказательств и содержит механизм такого взаимодействия; ограничивает ответственность третейских судов и арбитров (кроме случаев, преследуемых уголовно-правовым законодательством, например, в случае дачи взятки арбитрам); прямо прописывает налоговые льготы для третейского разбирательства.

Но есть и ложка дегтя в бочке меда.

Это касается регистрации постоянно действующих арбитражных институтов, в том числе и иностранных, администрирующих споры в России. Данная мера вряд ли будет эффективна, поскольку может быть достаточно легко обойдена. Нет никаких сомнений в том, что многие карманные суды достаточно быстро смимикрируют под формально независимые третейские институты. Не удивлюсь, если появятся формально «чистые» третейские суды на продажу, как это происходит с созданием новых компаний.

А вот по репутации России как места арбитража данная мера нанесет непоправимый удар: представители ведущих международных третейских судов уже публично заявили, что они не будут проходить регистрацию в Минюсте, а просто поставят на России как на месте арбитража жирный крест. В результате этого вместо деофшоризации споров будет достигнут прямо противоположный результат: споры с российским участием и дальше будут убегать из России, а доморощенные дельцы от третейского разбирательства повесят у себя в офисах «благословение» от государства в виде разрешения Минюста.

Код для вставки в блог

Обновления в базе Лекспро

06 декабря, 21:44
Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 823 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237"

06 декабря, 20:53
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

06 декабря, 20:43
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

24 ноября, 18:28
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. N 31 г. Москва "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

06 мая, 12:54
<Письмо> Банка России от 30.04.2020 N 015-44/3203 "О представлении микрофинансовыми институтами отчетности"

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru