БЛОГИ
«Если ты занимаешься бизнесом, не надо ничего просить у государства»
Дмитрий Лизунов, управляющий партнер юридической фирмы «LL.C-Право», в интервью LEXPRO рассказал, почему банкротство – его любимая практика, как разойтись с партнером, не потеряв клиентов, почему он воспринимает Сибирский регион как один город, а также о том, почему юридическому бизнесу ничего не нужно просить у государства и решать свои проблемы самостоятельно.
- Почему вы решили стать юристом?
- В 90-е годы, когда я учился в школе, эта профессия была модной: все хотели стать юристами. Родители, поддавшись этой моде, убедили меня пойти на юрфак. На мое счастье, мне там понравилось. Я быстро понял, что юриспруденция – это абсолютно мое.
- Работать по специальности когда начали?
- Еще во время учебы устроился помощником юриста на одно томское предприятие. Поначалу работа была не ахти какая: я исполнял элементарные поручения, копировал документы и постигал азы практической работы.
- Почувствовали разницу между вузовской теорией и реальной жизнью?
- Да, сразу же. Первое время, сидя на совещаниях, я просто ничего не понимал, но благодаря грамотным коллегам довольно быстро учился.
- Какими категориями дел больше всего занимались?
- Банкротствами, взаимодействием с арбитражными управляющими. Собственно, банкротства – это и моя нынешняя профильная практика.
- Почему именно она?
- Банкротство – всеобъемлющая практика. Она включает в себя и трудовое право, и налоги, и корпоративное право. С точки зрения бизнес-логики банкротство – на мой взгляд, наиболее интересная и показательная практика.
- То есть вы, что называется, оседлали одну тему и от нее не отступали?
- Почему, отступал. В 2002 году меня пригласили в местный Союз художников, где требовалось разобраться с хозяйственной деятельностью, коммуналкой и недвижимостью. Там я проработал три года в должности административного управляющего.
- В чем заключалась ваша функция?
- Спасти организацию, в которой было больше 100 художников, разобраться с хаосом, который царил в Союзе. Знаете, художники, как и многие другие творческие люди – это те же дети.
-Спасли?
- Да, кроме того, получил отличный опыт публичных выступлений и руководства. После такого кульбита я вернулся в инхаусы, а затем, в 2007 году, перешел в частную практику.
- Мысли переехать из Томска в Москву не возникало?
- Никогда. Я не сомневался в том, что у меня и в родном городе все получится, хотя моя супруга и партнер Екатерина Лизунова и высказывала мнение, что, возможно, пришло время переехать и реализовывать амбиции на новом месте.
- Частной практикой начали заниматься в одиночку?
- Да. У меня был небольшой офис, стол, стул и компьютер. Я нарабатывал связи и клиентов. В одной из компаний, с которой я тогда работал, инхаусом был Егор Белянко, который через какое-то время уволился и присоединился ко мне.
- Как вы юридически оформили свою деятельность?
- В общем-то никак. Просто как ИП Лизунов.
- Это никого не смущало?
- Никого, мы же не завод открывали. Нашими главными активами были клиенты и репутация.
- А зачем тогда через какое-то время вы поменяли структуру?
- Время пришло. Мы развивались, решили поменять офис и заодно реорганизоваться в юридическое партнерство «Лизунов, Белянко и партнеры». В 2010-2011 годах мы работали, не покладая рук. К нам тогда пришли крупнейшие в Томской области и Сибири клиенты.
- Совсем недавно вы объявили, что расходитесь с Егором Белянко и поменяли название с «Лизунов, Белянко и партнеры» на «LL.C-Право». Почему это произошло?
- Мы разошлись во взглядах на развитие бизнеса. Процесс внутреннего переустройства начался еще в феврале 2012 года и продолжался пять с небольшим месяцев. Ребрендинг осуществлялся с целью подчеркнуть сильные стороны фирмы и направить все внутренние процессы к достижению стратегических задач. Позиционирование фирмы, в общем-то, строится вокруг сопровождения процедур здорового движения капитала и включает в себя четыре ключевые практики: банкротство, разрешение споров, налоги и недвижимость. Географически мы нацелены продолжать консультирование представителей реального и торгового секторов экономики на территории Западной Сибири. С Егором мы много, по-дружески откровенно спорили по этим темам и в конце концов приняли решение развиваться по отдельности, чтобы каждый мог реализовать свои взгляды на построение фирмы на практике.
- Давайте оперировать конкретными цифрами. Каков процент выручки фирмы давали клиенты Белянко?
- Около 10%.
- Остальное – ваше?
- Да.
- В абсолютных цифрах не озвучите?
- Пока нет. Придет время – расскажу.
- Зайдем с другой стороны. Можно ли сказать, что вы – лидеры в Сибирском регионе?
- По клиентам – совершенно точно, по деньгам, возможно, нет, но мы определенно в тройке лидеров, и динамика – самая положительная.
- Партнерство с Белянко было оформлено через ООО?
- Да, причем контроль, разумеется, был за мной. После ухода Егор просто передал свою долю. Наше соглашение о разделении вступило в силу 1 августа этого года.
- Как сказался уход Белянко на клиентском портфеле фирмы?
- Ключевые клиенты остались за «LL.C-Право».
- Сколько сейчас сотрудников работает в «LL.C-Право»?
- Вместе с партнерами – 10 человек. Разумеется, я не учитываю вспомогательный персонал вроде водителей.
- Планируете ли вы в ближайшее время увеличивать число сотрудников?
- Если это потребуется для проектов, то да. Понимаете, можно брать все проекты, которые идут тебе в руки, и расти экстенсивно. Например, никто не мешает юридической фирме заниматься массовой регистрацией ООО, раздувая под это штат, показывая небольшую выручку по однотипным, несложным проектам. У меня другой подход. Я стремлюсь обслуживать самых лучших и самых крупных клиентов по самым большим и самым интересным проектам, не идя ни на какие компромиссы, даже если это сулит какие-то сиюминутные выгоды. Уверен, что не имея в виду какой-то глобальной цели ежеминутно, можно разменять себя на несущественные мелочи.
- Почему после развода с Белянко вы поменяли фирменный стиль и выбрали такое не самое очевидное название – юридическая фирма «LL.C-Право»? Почему не, например, «Лизунов и партнеры»?
- Названия, где стоит одна фамилия, мне не очень нравятся. Нынешнее название выбрано целенаправленно, так как я не планирую всю жизнь заниматься одним лишь юридическим бизнесом, поэтому хорошо, если название не будет напрямую ассоциироваться со мной. В принципе за LL.C стоит Лизунов (я), моя жена и нынешний партнер Екатерина Лизунова (хотя она была настоящим и самым лучшим партнером и советчиком даже тогда, когда официально не работала на фирме), а за «C» - английское слово Company.
- Какие варианты карьеры для себя вы рассматриваете?
- Политику, например. Я прежде участвовал в выборах в областную Думу, пройдя хорошую школу взаимодействия с людьми и чиновниками. Думаю, именно во время избирательной кампании я научился публично выступать и понял, что знакомства даже с самыми влиятельными чиновниками сами по себе не помогают в бизнесе. Вторая причина в другом: в будущем я вполне возможно приду к созданию группы компаний, которые будут объединены одним брендом – LL.C.
- На столичном юридическом рынке бытует мнение, что в Сибирском регионе фирмы из Кемерово, Новосибирска и Томска варятся исключительно в своем соку и практически не пересекаются. Это так?
- Нет. Конечно, фирмы из Кемерово совершенно не похожи на фирмы из Новосибирска или Томска. Но это вовсе не значит, что все варятся в своем соку. Мы, например, совершенно спокойно работаем в других регионах и планируем делать это и дальше. Конечно, то и дело возникают слухи, что Томск собираются присоединить к Новосибирску, но их, думаю, раздувают жители Новосибирска. Томичи же живут себе спокойно, делают свое дело и не переживают по поводу подобных вещей. Для меня вся Сибирь – одна территория, поэтому и Новосибирск с Кемерово я воспринимаю скорее не как другие города, а как другие районы одного города. Добраться в Кемерово и Новосибирск вообще довольно просто: у нас с Екатериной [Лизуновой] там много друзей, партнеров и клиентов, да и просто на выходные мы частенько туда выбираемся.
- А есть ли какие-то особенности, характерные именно для Томска?
- Томск – город студентов (здесь к этой категории относится каждый пятый) и науки, выделяющийся огромным интеллектуальным потенциалом. Люди здесь вежливы и несуетливы. Мне очень нравится живость Томска: допустим, в Новосибирске после 10 вечера на улицах почти никого нет, Томск же оставляет впечатление места, которое никогда не спит, где постоянно что-то происходит. Последнее, что надо отметить, - конечно, апелляционная инстанция, расположенная в Томске, что объединяет и Новосибирск, и Кемерово, и Алтай именно вокруг нашего города.
- Представительства в других городах открывать не планируете?
- Нет, нам удобно работать удаленно. Во всяком случае, пока. Если это потребуется – никто не мешает совершить такой шаг.
- Есть стереотип, что многие региональные фирмы живут с субподрядов крупных рульфов и ильфов. Верно?
- Нет. Мои клиенты – это мои клиенты, причем то, откуда они, не играет роли. Географическое положение юридической фирмы в современном мире, с моей точки зрения, не имеет особого значения, если она умеет работать. Клиенты выбирают опыт и квалификацию: весь мой опыт свидетельствует об этом.
- То есть у московских фирм вы заказов не берете?
- Я бы с удовольствием поработал с ними, если бы это был взаимовыгодный процесс. С радостью поучился бы у классной юрфирмы, чтобы поучиться ее стандартам. Согласитесь, что это вопрос не одних только денег.
- Состоите ли вы в каких-то ассоциациях юридических фирм?
- Я не верю в их силу. Ассоциации полезны исключительно для так называемых общественников, которые пытаются вырасти по административной линии. Хороших же клиентов никто не передаст просто так, а если и передаст, то скорее неформально. А для этого ассоциации не нужны. Например, я совсем недавно передал одного крупного клиента коллегам в Санкт-Петербурге. Для того чтобы это сделать, мне не нужно быть членом какой-то ассоциации, а необходимо просто знать человека, которого я рекомендую.
- Рассматриваете ли вы для себя возможность слияния с какой-то юридической фирмой?
- Думаю, это может произойти только при условии моего ухода из юридического бизнеса., хотя, конечно, по-настоящему интересные предложения заслуживают того, чтобы быть рассмотренными.
- Что грядущее объединение судов принесет юристам?
- Сложно отрицать, что арбитражная система показала колоссальный прогресс, которого нет в судах общей юрисдикции. Боюсь, объединение может откинуть арбитражные суды на несколько шагов назад. Хотя время покажет: возможно, я и ошибаюсь.
- Адвокатская монополия на юруслуги в России необходима?
- Очевидно, что качество юруслуг необходимо регулировать, а над профессией необходимо установить контроль. Как это сделать – вопрос сложный. Адвокатская монополия – один из путей. Возможно реализовать другой сценарий: например, ввести аналог ординатуры после окончания вуза. Адвокатские палаты сейчас, к сожалению, не дотягивают до уровня бизнес-консультантов, поэтому для введения монополии им необходимо очень существенно подтянуть свой уровень.
- Государству следует что-то сделать, чтобы как-то облегчить бизнес-консультантам работу?
- Если ты занимаешься бизнесом, не надо ничего просить у государства. Если ты у него что-то просишь, это не бизнес. Проблемы можно и нужно решать самостоятельно. Пожалуй, единственное, на что государству следовало бы обратить внимание, - качество юридического образования. Меня расстраивает тот факт, что, например, томские студенты-юристы стремятся работать исключительно в банках или прокуратуре, совершенно не зная рынка юридических услуг. А мне бы хотелось, чтобы сегодняшние студенты стремились не стать прокурорами, а загорались идеей создать свою собственную юридическую фирму. Если такая тенденция возобладает, с остальными проблемами юрбизнес справится и без государства.
Беседовал Александр Московкин
Новости
18 августа, 18:17
25 августа состоится онлайн конференция «Российский арбитражный день 2020»
08 июля, 16:31
7-й Международный Благотворительный Забег Юристов Legal Run 2020 пройдет в формате флешмобов
08 мая, 16:03
Российские суды начнут возвращаться к работе с 12 мая
08 мая, 13:01
Песков прокомментировал возможность поэтапного выхода из режима самоизоляции
08 мая, 10:00
Кудрин предложил усилить меры по поддержке малого и среднего бизнеса