Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

БЛОГИ

Владимир Путников
Журналист
Биография

Четыре важных правовых события первой половины июля

Смотришь в календарь и не веришь своим глазам. Такое впечатление, что не лето перевалило за экватор, а на дворе -  самый разгар апреля или октября. То ли еще будет в августе: месяце традиционных российских дефолтов, финансовых обвалов и биржевых крахов, а также любимом временном отрезке рейдеров и разбойников других разновидностей.

Сам себе режиссер

Ближе к середине июля уже в который раз стало отчетливо понятно: жить в России и полностью дистанцироваться от политики можно только полностью расставшись с суетой нашего несовершенного мира. Кто не готов к самоотрешениям, вынужден поминать лукавого, но следить за новостями. Иначе политика тихо, но планомерно начинает заниматься самим равнодушным к ней индивидуумом.

От философии – к делу. На казусы и перипетии внеочередных выборов московского мэра, намеченных на 8 сентября, главное влияние сейчас оказывает вовсе не основной оппозиционный кандидат Алексей Навальный и истории, с ним связанные. На свободе ли адвокат и борец с коррупцией, в узилище ли, или только на пути туда, для основного претендента на пост столичного градоначальника (ради которого вся эта история, собственно, и затевалась) – вр и.о. мэра Сергея Собянина – совершенно неважно. Главный противник в этой гонке, которую ему так или иначе придется выиграть, это он сам.

Рейтинг нынешнего градоначальника в огромной Москве, по разным оценкам, колеблется в промежутке 60-75%. Конкретные цифры сейчас зависят исключительно от наличия или отсутствия совести у публикующих их руководителей социологических служб.

Другая позитивная новость: несмотря ни на что, Собянину «скорее доверяет» поколение 50+, до сих пор исправно ходящее на выборы и обеспечивающее, собственно, основную явку.

На этом благие вести для нынешнего городского головы и его команды, наверное, заканчиваются. Повторюсь – дело не в Навальном, и уж тем более не в остальных кандидатах. Вот только несколько вещей, из-за которых победа Сергея Собянина в сентябре может оказаться Пирровой.

Во-первых, административный восторг, свойственный мэрии при Юрии Лужкове, в последние два года никуда не испарился. Конкретнее, разорительные даже для пухлого столичного бюджета тендеры. Яркий пример – скандальная история месячной давности с озеленением Тверской улицы и ее окрестностей за деньги, на которые засадить яблоневыми садами можно при желании значительную часть Луны. История, как часто и получается с невоздержанными госзакупщиками, попала в Интернет. Мэрия вместо того, чтобы с гневными обличениями дать по рукам вредителям в собственных рядах, предпочла отмолчаться. А зря: маленькая, но победоносная антикоррупционная кампания на Тверской, 13 ее главному начальнику сегодня бы не помешала.

Во-вторых, отдельные выступления часто полуанонимных мэрских чиновников. Недели две назад те вдруг огорошили: «Московские власти решили создать в городе условия, при которых жители откажутся от личного и общественного транспорта в пользу пешеходных прогулок». Получился, как минимум, конфуз. Публичный отказ от транспорта, поданный буквально как общественное благо, перечеркивает все транспортные реформы, которые весь последний год городские власти подавали как чуть ли не собственную основную заслугу. Да и в мегаполисе, из конца в конец которого многие десятки километров, данные пассажи чиновников выглядят не иначе, как издевательство.

В-третьих, городским властям наконец-то надо внятно объяснить рассерженным горожанам стратегию и тактику ремонта столичных дорог. В частности, ответить на вопросы, почему строительство новых развязок занимает годы (когда во всем остальном мире – в самом худшем случае месяцы), а замена во многих районах города асфальтового покрытия происходит буквально ежемесячно.  Объяснения уместно делать в одностороннем порядке: например, посредством подконтрольных мэрии печатных СМИ. Ведь в ходе предвыборных дебатов все с тем же Алексеем Навальным, опасаюсь, обсуждение данного вопроса может пагубно сказаться на шансах самого Сергея Семеновича получить по итогам голосования хотя бы 50%.

Наконец, четвертым пунктом в работе над ошибками может статьбыстрое и жесткое дистанцирование московской исполнительной власти от многочисленных доброхотов, именующих себя блогерами, урбанистами и прочими видами бескорыстных общественников. Да, при помощи этих людей крайне удобно «втемную» прощупывать общественное мнение на предмет отношения к наиболее радикальным инициативам по сравнительно честному отъему денег у населения. Скажем, о скором введении платных парковок абсолютно во всех московских дворах. Однако тут ведь такая же история, как и с многомиллионными тендерами – Интернет очень быстро тайное делает явным. А инициаторы использования «двойных агентов» добиваются обратного эффекта: ведь общественников, кто кормится с руки чиновников, вскорости при появлении на людях просто начнут бить. И причина – не только озвучиваемые ими проекты разной степени бредовости, но и непомерные личные амбиции. Привлекут ли такие персонажи, часто напоминающие в одном лице сказочных Лису Алису и Кота Базилио, голоса так называемого креативного класса? Как говорил товарищ Сухов, это вряд ли.

Так что у главного кандидата в столичные мэры есть еще время на оперативное исправление недочетов, а, значит, и возможность сделаться «сам себе режиссером» собственных выборов.

Имеется, правда, один фактор, на который Сергей Собянин повлиять не в силах – погода. Однако и тут есть место для разумного подхода. Ведь если столичные власти и дальше будут только бессильно разводить руками после каждого ливневого дождя, опасаюсь, нынешнему городскому голове уже не поможет ни один кудесник избирательных технологий.

Мимо денег

Наш славный российский парламент часто упрекают в том, что он принимает слишком много законов. Сухая статистика и вправду неумолима: каждые полгода из стен на Охотном Ряду выносят более двухсот новых федеральных законов, а также тысячи поправок к уже действующим нормативным актам.

Что обычно бывает дальше, порой лучше не вспоминать. Если закон – плод политической воли или обусловлен исполнением международных обязательств, все понятно и прогнозируемо. Но если мы имеем дело с заведомой утопией, к тому же раскалывающей общество на две почти равные части, жди беды. С общероссийской кампанией по борьбе с курением произошла именно такая история.

Многие, наверное, не забыли первую половину этого года, когда пакет антитабачных поправок шумно принимался нижней палатой. Какие-то невнятные девочки в день решающего голосования бродили по думским коридорам на полусогнутых нижних конечностях из-за толстенных пачек «подписей общественности» на руках. Такие же невнятные антитабачные активисты голосили чуть ли не из каждого утюга о том, какая после правильного депутатского волеизъявления настанет благодать. Они б вот с таким же пылом «за экологию» в крупных городах страны боролись! Но «за экологию» нельзя – могут по мягкому месту надавать. А с курением – запросто. Простого курильщика ведь всякий обидеть может.

Итог шума и гама покойный Виктор Степанович Черномырдин охарактеризовал бы знаменитой фразой «хотели как лучше, а получилось – как всегда». Запрет дымить с 1 июня в общественных местах приняли. Санкции за его нарушение – не приняли. Забыли. Или плохо подготовились.

Но спустя квартал депутаты исправились. Вскоре в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП) появятся нормы о том, что санкция за курение в общественных местах (например, у остановок общественного транспорта или в подъездах жилых домов) будет составлять от 500 до 1,5 тысяч рублей.

Победных танцев и воинственных выкриков со стороны пламенных борцов с табачными компаниями пока, правда, не наблюдается.

Тому могут быть два объяснения. Экономическое: просто еще не подоспели очередные гранты на борьбу за общественное здоровье. Прагматичное: антитабачные активисты сами не верят в то, что штрафы хоть сколько-то изменят общую ситуацию.

И правильно делают, что не верят. Ведь результатом законодательного процесса стало принятие акта, который попросту никто не будет исполнять. Почему? Давайте проведем нехитрую аналогию, скажем, с правилами выгула собак в городе Москве. Если свято верить в то, что написано в КоАПе (а заодно – и в Кодексе об административных правонарушениях города Москвы), каждый собаковод должен выходить на улицу не только с собственным питомцем на поводке и в наморднике, но и иметь при себе совок и пакет для оперативной уборки продуктов собачьей жизнедеятельности. Иначе, как гласят кодексы, его ждет штраф.

Много ли вы видели таких собаководов? А много ли у нас участковых уполномоченных полиции или других правоохранительных сотрудников «с земли», кто регулярно проверяет исполнение данного законодательства? Лично я таковых не встречал, да и вы, уважаемые читатели, думаю, тоже.

Так чем курильщик на автобусной остановке будет отличаться от вольного собаковода? Ничем. Представители этих социальных групп равно не интересны рядовым полицейским, что, безусловно, их только роднит.

Поэтому-то и бороться с курением у нас разве что и остается, так это повышением в разы стоимости пачки сигарет. Дальше, правда, начнется чистая житейская экономика, прекрасно описанная анекдотом со словами отца сыну: «Нет, дорогой, курить я меньше не стану. А вот ты станешь меньше кушать!».

Впрочем, это совершенно иная история.

«Налетай, торопись…»

Как-то за прошлыми и нынешними дискуссиями мы позабыли о российском нотариате. Все верно, повода не было. Но как в реальном времени рассуждать о состоянии дел корпорации, которая все последние годы существует по принципу большой пустынной черепахи: сунула голову в панцирь и, считай, нет ее!?

Если дом не сдается, его уничтожают, шутил лет 30 назад кто-то из довлатовских друзей-эмигрантов 3-й волны. Актуализирую: если некое сообщество отказывается реформироваться само, по велению времени и под влиянием объективных обстоятельств, это происходит благодаря внешним факторам. В случае с отечественными нотариусами принудительно-очистительная реформа проводится, правда, пока лишь в отдельных регионах. Слово «реформа», правда, здесь к месту с большой натяжкой. Скорее происходящее напоминает схватку за доходное место. Или, если пожелаете, рейд.

Вот вам наглядный пример. Который месяц не утихает скандал вокруг Самарской областной нотариальной палаты.  Есть ее многолетняя глава, избираемая согласно типовому и давно одобренному из столицы уставу один раз на пять лет. Есть честолюбивая соперница, в прошлом - глава местной регистрационной палаты, близкая как к областным органам юстиции, так и к первым лицам региона. 

В 2012-м она становится нотариусом. А уже год спустя выражает недвусмысленное желание пересесть в кресло президента всей палаты. Мол, все как классик прописал: хочу стать Владычицей Морской! Пусть и областного масштаба. Лиха беда начало.

Зачем ей это нужно? Очень просто: в области, к примеру, имеется более миллиона земельных участков, распоряжаться которыми на данный момент никто, по разным причинам, не имеет права. Глава нотариальной палаты, будучи еще и лицензированным нотариусом, при некоторых раскладах этот досадный недочет может легко исправить, не так ли?

По чистому совпадению, у этой-самой бойкой соискательницы и в регистрационной, и в кадастровой палатах –  сплошняком добрые знакомые/закадычные друзья. И как на грех, мешает годичный стаж в профессии (нужен, напоминаю, пятилетний). На уговоры поменять устав палаты в этой части ее нынешняя президент почему-то не поддается. Видимо, из-за этого к местным нотариусам зачастили проверяющие – от прокуратуры до пожарных и санэпидстанции. Пока «профилактические мероприятия» успехом не увенчались.

Вы спросите, зачем я рассказываю эту до боли знакомую чуть ли не каждому юристу-практику, но такую локальную историю? В любой профессиональной корпорации подобная долговременная осада внешним неприятелем возможна только при условии, что первым лицам сообщества до своих формальных подчиненных с периферии нет никакого дела. Ведь если «голова» - Федеральная нотариальная палата – не была бы уже который месяц в полном управленческом раздрае, думаю, самарский конфликт был бы моментально погашен «из центра», хоть и  к вящему неудовольствию как непосредственных нападающих, так и их гласных и негласных покровителей.

Но ждать помощи из Москвы самарским нотариусам попросту наивно. По моим сведениям, сейчас ФНП переживает именно что полное аппаратное бессилие. Нынешняя глава палаты Мария Сазонова всерьез собралась на заслуженный отдых. Годы берут свое. Перевыборы на ее пост (предыдущие закончились полным организационным фиаско в мае, накануне очередного Санкт-Петербургского юридического форума) намечены лишь на февраль. В их ожидании актив "большой" палаты занят устройством собственного будущего, и ему нет никакого дела до отдельных региональных схваток. В конце концов, какая разница, кто там, в Самарской области, президент? Главное – чтобы взносы до счетов ФНП исправно доходили.

Ждать в такой ситуации участия в конфликте регулятора в лице Минюста также неосмотрительно. События последних двух-трех лет красноречивы: ведомство Александра Коновалова не педалирует тему реформирования российского нотариата.

Кончиться же все это может очень печально для корпорации в целом. Если истории наподобие самарской в итоге будут заканчиваться безоговорочными победами тех, кто хоть тушкой хоть чучелком желает поменять власть, рано или поздно весь нотариат окончательно превратится в сообщество, в сравнении с которым отдельные «черные нотариусы» двух прошлых десятилетий будут выглядеть невинными агнцами.

Что делать? Ну, как минимум, не сдавать своих. Ведь именно доблести из разряда «делай то, что должно – и будь, что будет» и оставляют добрую память среди потомков-профессионалов.

Новые судебные ориентиры

Напоследок я буду хвалить Верховный суд (ВС) Российской Федерации, чем, наверное, вызову массу неудовольствия у многих частнопрактикующих юристов. Пока те, используя как информационный повод будущее объединение высших судов, весь месяц костерили на чем свет стоит главный суд общей юрисдикции страны, ВС взял и щелкнул по носу не только недругов со стороны, но и давних коллег и партнеров из Конституционного суда (КС) РФ.

Причем сделал это изящно, под конец июня выпустив (и в первой половине июля опубликовав) постановление собственного Пленума N21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней».

Правовой пафос документа можно уместить в двух предложениях. Позиции Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) являются общеобязательными для отечественных судов. Соответственно, решения Европейского суда теперь должны в обязательном порядке учитываться при вынесении решений российскими судебными инстанциями. 

Пересказывать подробно документ не стану – любой толковый юрист моим словам все равно предпочтет первоисточник. Поделюсь лишь парой соображений.

Хорошая новость. ВС РФ данным постановлением Пленума фактически положил конец общероссийской дискуссии о том, что для нас важнее – неукоснительное соблюдение Конституции и национальных законов, или все-таки следование международным договорам. Помнится, начиная с 2010 года на эту же тему активно и неоднократно высказывался глава КС РФ Валерий Зорькин. Он долгое время (почти три года) пытался убедить общественность, что мы, конечно, уважаем людей из Страсбурга и их решения, но если данные славные правоведы будут покушаться на российский суверенитет, имеем полное право такие решения, скажем мягко, не замечать.

ВС РФ в своем разъяснительном документе говорит фактически обратное.

Ну а теперь плавно переходим к плохой новости. Она, на мой взгляд, состоит в том, что умные, толковые, а порой просто блестящие советы, исходящие все эти годы из ВС РФ, на местах часто либо не замечаются вовсе, либо толкуются сообразно сложившейся обстановке. Наличие в природе римской Конвенции 1950 года в общем и решений ЕСПЧ в частности при таких раскладах для низовых судов является раздражающим фактором.

Ведь теперь, если следовать советам высшего суда общей юрисдикции, служителям Фемиды на местах придется вспомнить, что такое, не много ни мало, «права человека». А это, как известно, порой мешает плодотворно работать. Причем мешает очень и очень сильно.

Код для вставки в блог

Обновления в базе Лекспро

06 декабря, 21:44
Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 823 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237"

06 декабря, 20:53
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

06 декабря, 20:43
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

24 ноября, 18:28
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. N 31 г. Москва "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

06 мая, 12:54
<Письмо> Банка России от 30.04.2020 N 015-44/3203 "О представлении микрофинансовыми институтами отчетности"

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru