Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

БЛОГИ

Владимир Путников
Журналист
Биография

Четыре главных правовых события второй половины июня

Не так страшен черт, как его малюют, гласит древняя русская народная мудрость. Похоже, очень и очень многие внешне вполне вменяемые люди данную истину давно и напрочь позабыли. И, доложу я вам, совершенно напрасно.

Получить удовольствие

Наконец свершилось то, о чем многие чиновники, судейские и власть-приближенные граждане решались судачить только в кулуарах по окончании протокольных мероприятий. Владимир Путин в ходе питерского экономического форума объявил о создании единого высшего суда, то есть недвусмысленно анонсировал фактическое слияние Верховного и Высшего арбитражного судов РФ. Афоризм «из Москвы переезжают два суда, а переедет один» по мановению ока стал явью. А для многих – еще и руководством к действию.

Поначалу же многие юристы, ясное дело, опешили. И только на эффект внезапности я могу списать совершенно неосмотрительные комментарии, которые в день выступления главы государства эти самые правоведы стали в товарных количествах раздавать направо и налево профильным и не профильным СМИ. Послушав первые отзывы, любой несведущий в российской судебной иерархии гражданин мог бы сделать совершенно неполиткорректный вывод: арбитражи в этой стране – разновидность то ли райских кущ, то ли тот самый наконец-то построенный коммунизм. А вот суды общей юрисдикции – совсем наоборот.

Юристам в горячке почему-то не вспомнились две непреложные истины. Аксиома номер один: меньшее никогда не соединяют с большим. Все происходит ровным счетом наоборот. Аксиома номер два: даже если бы Владимир Владимирович высказал лишь пожелание поразмышлять на досуге над проблемой, это пожелание было бы равносильно приказу. В этот раз президент высказался совершенно конкретно, чем задачу предельно облегчил. Практика российского политического этикета показывает, что в таких случаях лучше всего расслабляться. И получать, по возможности, удовольствие.

Тем более что на поверку ничего страшного нашу судебную систему не ждет. Даже через 2-3 года, после переезда и сопутствующих ему торжеств.

Прикинем перспективы.При этом давайте забудем на какое-то время известную детскую задачку о том, какой именно продукт получится, если смешать 1 кг меда и 1 кг дегтя. Арбитражные суды (АС) России, начиная с середины нулевых, безусловно, сделали огромный шаг вперед. Это и о публикации судебных актов, и об электронном правосудии, и об общей их открытости и, если хотите, клиентоориентированности - насколько данное маркетинговое понятие вообще применимо к третьей власти.

Однако не будем забывать – их в России меньше двухсот. Судов общей юрисдикции (СОЮ) – больше трех тысяч. Поэтому на деле, как и в любой цивилизованной юрисдикции мира, у нас через пару лет единый суд будет именоваться именно Верховным, а не Высшим арбитражным. Такова жизнь, и изобретать велосипед здесь явно лишнее.

Потянут ли СОЮ арбитражи за собой куда-то в тартарары, как причитают сегодня отдельные впечатлительные правоведы? Не думаю. Да и что значит «вниз»? То же самое пресловутое электронное правосудие – отличная ширма, которая, впрочем, не способна скрыть от понимающего человека некоторых концептуальных изъянов.

Их, собственно, два. Крупный бизнес по-прежнему выбирает вовсе не нашу арбитражную систему, а иностранные юрисдикции и зарубежные же суды. И лишь потому, что окончательно все болячки «лихих 90-х» АС решить не удалось. Что – в стране вовсе изжито рейдерство и прочие «сравнительно честные» способы отъема бизнеса? Это не так. Что, в АС не было даже за последнее время кадровых скандалов и некрасивых историй, эхо которых докатывалось неоднократно даже до федеральных непрофильных СМИ? Были, и не единожды.

Так что утверждать, что белое сливается с черным, а получится сплошная серость – значит, явно передергивать.

Но мы договорились изначально рассуждать на более оптимистические темы. На мой взгляд, они имеются. Объединение судов под одной крышей позволит, наконец, выработать единые подходы к правоприменению, выносить логичные и согласованные рекомендации нижестоящим судам, единообразно толковать нормы материального права. Слияние двух ветвей судебной власти – прекрасная возможность «подтянуть» СОИ (хоть и не сразу) по части виртуального правосудия и, в частности, публикации судебных актов. Согласитесь, что конкуренция между двумя палатами под крышей одного высшего суда это не одно и то же, что конкуренция двух разнонаправленных высших судов.

Ну и на десерт – кадровый момент. Совершенно очевидно, под какую именно персоналию задумана данная реформа. Называть фамилию не буду, дабы не сглазить. Лишь только понадеюсь, что на новом посту данный юрист в перспективе будет куда решительнее и последовательнее, чем на предыдущем и нынешнем.

Ведь все равно у нас выбора нет, правда ведь? Поэтому лучше надеяться на что-то хорошее.

 

DeusExMachina

 

К слову, обозначенный двумя абзацами выше юрист не так давно был оставлен в весьма интересном положении, которое описывает расхожая максима «без меня меня женили». По крайней мере, именно так ситуация с то ли истинной, то ли мнимой отставкой главы РЖД Владимира Якунина выглядит со стороны и по сей момент.

Фабулу пересказывать не стану. Даже в наиболее аполитичных и, не побоюсь этого слова, замшелых социальных сетях 19 и 20 июня обсуждались самые невероятные версии произошедшего.

Начнем с фактов, и лишь затем перейдем к конспирологии.

Фактов немного. Не установленный до сих пор человек (или группа людей), скорее всего, находящихся в Москве и ее окрестностях, при помощи интернет-сервера, расположенного в Иркутске, вечером 19 июня осуществили рассылку электронного сообщения, которое попало прямиком выпускающим редакторам всех ведущих российских и мировых информационных агентств – от РИА Новости и Интерфакса доReutersиBloomberg. В сообщении говорилось, что премьер Дмитрий Медведев буквально только что подписал постановление об отставке Владимира Якунина с мотивировкой «по собственному желанию».

Совершенно естественно, что информационные агентства тут же передали данный текст с пометкой «молния» на свои ленты. Ведь сообщение, что бы там ни говорили люди из Белого Дома, не только было составлено по всем правилам, но и попало во внутреннюю почтовую рассылку аппарата российского правительства. Если б в этот момент работали российские биржи, день можно было бы назвать очередным «черным вторником» (даже несмотря на то, что на календаре была среда).

Но рассылка случилась в восемь часов вечера по Москве, так что биржам ничего не угрожало. Опровержение появилось примерно через полчаса. Но за это время многое успело произойти. Например, «преемник» Якунина, бывший свердловский губернатор Мишарин, начал даже принимать первые поздравления и выражал уверенность в правильности выбора собственной персоны.

Когда первая паника улеглась, выяснилось, что подделку организовали люди, не понаслышке знакомые с так называемой социальной инженерией. Ведь почему купились на данное письмо выпускающие редакторы абсолютно всех ведущих информагентств? Не от собственной безграмотности – на таких ответственных постах дилетантов не держали никогда. Адрес электронной почты пресс-службы кабмина был верен вплоть до последнего знака. Подмена обнаруживалась лишь по логам письма. Наименование почтового сервера выдавало злоумышленников с головой. Но кто ж в таких ситуациях смотрит логи? Никто!

Однако все это дело техники. При желании Бога Из Машины (DeusExMachina) -аналогичную рассылку - может организовать любой школьник, знакомый с тем, как зарегистрировать домен и прописать на нем почтовый сервер. И полетят письма – хоть от президента Путина, хоть от Патриарха Всея Руси, хоть от Папы Римского. Только успевай уворачиваться!

Но все же почему все так синхронно поверили в отставку главного железнодорожника страны? Время конспирологии.

Версия номер один: отставка была, но ее быстро отменил тот, кому положено. Критики данные домыслы, впрочем, не выдерживают. Ибо тогда вслед за получасовым триумфом того, кому не положено, он сам уходит во внеплановую отставку, да к тому же отправляет на биржу труда всю свою немаленькую команду.

Версия номер два. Над вторым лицом в государстве очень зло пошутили неустановленные третьи лица. Имеет право на жизнь, но лишь в теории. Такие шутки «без продолжения» хороши в старшей группе детского сада, но никак не в высокой политике. Да и немал риск того, что непосредственных исполнителей найдут. А те окажутся чересчур откровенными. Овчинка, таким образом, выделки не стоит.

Версия номер три. Сообщение было инициировано силами из РДЖ как упреждающий удар. Дело в том, что аккурат 30 июня Владимиру Ивановичу Якунину исполнилось 65 лет. Ходят слухи, что после этой даты его в торжественном порядке собирались отправить на заслуженный отдых. Не знаю, как к подобной перспективе относился сам Владимир Иванович, но почему-то представляется, что примерно так же, как герой-бухгалтер в исполнении Евгения Евстигнеева из знаменитой советской трагикомедии «Старики-разбойники». Кто ж по своей воле оставит такую должность только из-за какого-то там возраста? И кто ж, тем более, уйдет после сообщения о ложной «политической смерти»? С точки зрения суеверий это просто непростительно!

Нанять «хакеров» и их руками выставить минимум на сутки посмешищами целую группу влиятельных политических конкурентов – копейки по себестоимости. И - воистину бесценно по производимому даже краткосрочному эффекту.

Особенно если глухарь, поданный к столу в кульминационный момент, был убит метким охотником, а не умер своей смертью.

 

Конец света отменяется!

 

Давайте еще раз вспомним поговорку, которую я привел в начале этого текста. Думаю, ее как священную мантру должен произносить любой, у кого руки потянулись выплеснуть на просторы Глобальной сети собственное глубокое возмущение очередной законотворческой инициативой нашей Госдумы.

Нет, вы меня неправильно поняли. Возмущаться можно. Но – только лишь когда для этого есть основания, а свое негодование вы сможете предметно аргументировать. Принятый в конце июня обеими палатами российского парламента законопроект, предусматривающий блокировку интернет-сайтов, незаконно размещающих различную кинопродукцию, при детальном изучении никак не подпадает под две любимые нашими нервными блогерами категории: «ужас-ужас» и «все пропало!».

Да, уху и глазу неприятно. Раньше вы качали в свое удовольствие кино с торрент-трекеров? Вскоре с этим могут возникнуть трудности, ибо документ, если выражаться официальным языком, «определяет порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, через которые распространяются кино- и телефильмы с нарушением исключительных прав, и устанавливает особенности привлечения к ответственности и освобождения от нее информационных посредников, то есть интернет-провайдеров и хостинг-провайдеров».

Читаем официоз дальше, и тут же находим первый повод для радости. Музыкальных произведений ограничительные нормы не касаются, так что пиратствующие меломаны могут спать спокойно.

Тут же отыскиваем и вторую причину если не хлопать в ладоши, то уж точно не громко и нецензурно ругаться. Законодатели оказались благоразумны и не собираются воевать с рядовыми пользователями (хотя такие задумки в некоторых горячих головах на Охотном Ряду были). Основная мишень – распространители нелегального и условно нелегального контента.

Дышать стало легче? Раз так, теперь самое время понять, почему вся эта инициатива если и будет работать, то с большим скрипом.

Во-первых, решать, какие обеспечительные меры применимы к нарушителям, а также рассматривать дела по существу будет одна инстанция – Мосгорсуд. Причем заявления планируется принимать, в том числе, и в электронной форме, через Интернет. Сейчас такая возможность по прочим делам есть? Вот то-то же, для этой категории дел ее только надо будет создать, а это – время.

Допустим, наладили механизм. Во-вторых, в срок до 15 дней с момента принятия решения об обеспечительных мерах заявитель (проще говоря – правообладатель или лицо/организация, претендующие на это высокое звание) должен обратиться с иском в суд. Пропустили сроки? Отказали в иске? Организация или гражданин, чьи законные интересы были нарушены блокированием контента, могут требовать возмещения убытков, а заодно – и судебных издержек. Так что просто «пуляться» исками уже как бы невыгодно.

Идем дальше. В-третьих, правообладатель на основании судебного акта получает право обратиться в Роскомнадзор с заявлением об ограничении доступа к сайту с незаконным контентом. В течение трех дней регулятор должен определить хостинг-провайдера и направить ему уведомление об удалении контрафактной информации. И вот если в эти 72 часа нет никакой реакции владельца ресурса, доступ к нему может быть блокирован.

На десерт - самое основное. Прежде чем подавать заявку на блокирование, правообладатель должен будет доказать свои права на материал, незаконное распространение которого он планирует пресечь.

Документ вступит в силу, скорее всего, уже 1 августа.

А вот теперь скажите честно: вы сами-то верите, что выстроенная законотворцами конструкция будет исправно работать, поглощая в «черные дыры» запретных списков все новые и новые сайты и порталы? Вы искренне полагаете, что правообладатели будут столь настойчивы в соблюдении сроков и процедур? Вы вправду думаете, что администрации отечественных торрент-трекеров совсем не следят за правовыми новостями? И вы действительно убеждены, что те, кого называют интернет-пиратами, совсем не думают головой, и не идут на контакт с правообладателями по доброй воле?

Наконец, вы на самом деле считаете, что владельцы и уж тем более бенефициары русскоязычных ресурсов с кино и сериалами, чьи серверы давно и надежно устроены в иностранных юрисдикциях, испугаются решений людей с Богородского вала, дом 8?

Думаю, ни на один из вышеприведенных вопросов вряд ли кто-то станет отвечать утвердительно. А это и есть подлинная цена инициативы, которая еще 10 минут назад казалась способной ввергнуть страну чуть ли не в пучину Средневековья.

Поэтому очередной конец света, наверное, все же отменяется.


«Голубой, голубой, не хочу играть с тобой!»

 

Российского обывателяXXIвека сходу свести с ума может не только Интернет. В повседневном «меню» имеются вещи и страшнее антипиратских законов. Особенно когда у очередного ужаса, натурально, глаза велики. В последнийweekendиюня президент Владимир Путин подписал целый пакет законодательных изменений, регламентирующих запрет пропаганды среди несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных отношений.

Обсуждать судьбы бедных представителей ЛГБТ-сообщества в связи с этим не вижу смысла: за них самих такие вещи лучше все равно никто не сделает. Но самое время дать несколько простых рекомендаций для тех, кого данная проблематика может вскоре коснуться не в силу явных или мнимых убеждений, а банально по службе.

Следует помнить, что в обозримом будущем мы вряд ли получим официальные разъяснения, что же такое на самом деле «нетрадиционные отношения». Поэтому выражая свои мысли публично, надо учитывать несколько важных моментов. Понесло вас в нетрадиционную сексуальную проблематику, обсуждение гомосексуалистов, лесбиянок, свингеров, транссексуалов, да хотя бы даже нудистов? Маркируйте свои сообщения или полноценные тексты метками «18+» или «Запрещено читать детям». Смешно, конечно, но по формальному признаку придраться лично к вам и к площадке, где размещены ваши авторские творения, будет тяжеловато.

Любите оттачивать перо в Глобальной сети? Не вытаскивайте подобные тексты в топ или на главную страницу без веской на то причины. Ну а если чешутся руки, выбирайте, натурально, выражения.

Правоприменительной практики по новому закону, конечно же, пока нет. Однако почему-то представляется, что за фразу «семейным парам одного пола в Европе разрешено усыновлять детей» к вам поутру не постучится следователь вместе с нарядом полиции. А вот за ее аналог в виде «европейские сироты, уже отчаявшиеся обрести семью, могут быть усыновлены однополыми семьями и быть счастливы» спокойный сон однажды нарушат если не правоохранители, то радетели традиционных сексуальных ценностей. Или, не к ночи будут помянуты, какие-нибудь хоругвеносцы.

То же самое касается описания акций представителей «тех самых» сообществ. Вдруг именно вы окажетесь их невольным свидетелем? Так вот, писать «несанкционированное шествие геев в Чебоксарах закончилось массовыми беспорядками» уместно и логично, а в ряде случаев – даже нужно. Но за пассаж «гей-парад в Чебоксарах, наполненный атмосферой любви и взаимопонимания участников, закончился массовыми беспорядками» с вас могут попросить круглую сумму.

Оговоримся справедливости ради: с вас, если вы – руководитель или владелец информационного ресурса, СМИ или любого подобного предприятия, задача которого – производство и распространение информации. Штраф за нарушения требований нового законодательства в этой части для юридических лиц может достигать 1 миллиона рублей.

Если же вы – простой блогер, не чуждый бытового нигилизма, две-три тысячи рублей штрафа за аналогичную провинность дыры в личном бюджете не пробьют. Просто придется незапланированно пообщаться с правоохранительными органами и им подобными. Вам оно надо?

В связи с новыми поправками, правда, возникают и не совсем радужные мысли. Добрая детская песенка композитора Геннадия Гладкова из доброго советского мультфильма Ефима Гамбурга и Юрия Энтина, строфа из которой вынесена в подзаголовок, отныне – не самое лучшее разучивание для детей и юношества. Но кому сказать спасибо за это? Разве только одному законодателю?

Да нет, на самом деле нам с вами. Это ведь мы некоторые обычные слова русского языка взяли и с некоторых пор стали считать неотрывной частью обесцененной лексики. И других значений, кроме жаргонно-непристойных, им уже и не придаем. Приснопамятный глагол «трахать» и его производные – увы, но яркие тому примеры.

Плоть от плоти народной – депутаты и прочие власть имущие – думают примерно так же. Ну а раз так, какие могут быть к ним-то претензии?

Код для вставки в блог

Обновления в базе Лекспро

06 декабря, 21:44
Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 823 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237"

06 декабря, 20:53
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

06 декабря, 20:43
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

24 ноября, 18:28
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. N 31 г. Москва "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

06 мая, 12:54
<Письмо> Банка России от 30.04.2020 N 015-44/3203 "О представлении микрофинансовыми институтами отчетности"

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru