БЛОГИ
Четыре главных правовых события первой половины июня
Расширители сознания и пьяная преступность, суды и законодательное похмелье, одежда и все, что происходит при ее отсутствии – главные тренды правовых новостей первой половины летнего месяца июня.
Судьи/депутаты vs алкоголики/дебоширы
За крепко и/или систематически пьющих граждан наши власти в лице правоохранителей и судей, похоже, взялись не на словах, а на деле. Правда, отдельные инициативы кроме саркастической улыбки никаких эмоций не вызывают.
Но обо всем по порядку.
Во-первых, Госдума в первом чтении наконец-то приняла законопроект, по которому состояние опьянения виновного лица отягчает уголовное наказание. Сейчас пьянство де-факто является отягчающим обстоятельством при совершении ряда административных правонарушений. Да и только: на сроки наказаний за криминальные проявления даже небольшой и средней тяжести нетрезвость преступника не влияет. Поэтому-то, наверное, и есть у нас ситуации, когда у человека водка может литься, образно говоря, из ушей, за рулем автомобиля он насмерть сбивает почти с десяток человек – и уходит на принудительный покой за колючую проволоку максимум на девять лет. Ну, а за что его сажать на больший срок? Он же не специально!
Имеется второй веский аргумент в пользу закручивания данных гаек, хоть и, отчасти, косвенный. По данным МВД РФ и российского Минюста, чаще всего в состоянии опьянения совершаются такие преступления, как хулиганство, кражи и разбои, а также причинение тяжкого вреда здоровью и убийства. Так уж повелось, что криминальный элемент и представители различных групп риска куда лучше рядового обывателя ориентируются в нюансах уголовного закона. И они себе прекрасно представляют, что сейчас за пьяный неадекват наказывать должны точно так же, как за трезвый расчет или даже трезвую неосторожность. Ну а если все едино, какой смысл «идти на дело», а перед этим - не пить?
В-третьих, свое слово в первой половине июня сказал и Верховный суд РФ. Там считают целесообразным запретить посещение кафе, баров и ресторанов лицам, совершившим преступления в состоянии алкогольного опьянения после отбытия таковыми наказания. Аналогичную меру ВС РФ считает допустимой в отношении заключенных, которые привлекались к ответственности за распитие спиртных напитков в колониях.
Последнюю инициативу бессмысленно комментировать всерьез. Судьи ВС, сами того, очевидно, не желая, бросили увесистый камень в огород Минюста и, конкретнее, ФСИН, сдав тюремный главк «с потрохами». Уж если главный суд общей юрисдикции страны поднимает проблему, значит, пьянство среди сидельцев зон – не разовые ЧП, а система.
А вот ресторанную идею было бы неплохо развить. Ведь правда не имеет значения, что кафе, столовые и прочие забегаловки теперь у нас только частные, поэтому правила поведения могут устанавливать своим посетителям сами? Закон един для всех!
Но как, прошу прощения, персонал и руководство заведений общепита добропорядочных пьяниц собирается отличать от заведомо бедовых? По тревожному взгляду, нежеланию смотреть в глаза собеседнику, наличию тремора пальцев рук или пороховых наколок на этих самых руках?
Думаю, надо поступить проще. Отсидел за криминал по пьяному делу? Будь любезен на одежде носить нашивку. Скажем, в виде бутылки. И не желтого – зеленого цвета. Только ярко-зеленого, чтобы всем было видно и неповадно. Не станешь носить? Добро пожаловать обратно в кутузку!
Ведь в противном случае под статью будут подпадать уже и добропорядочные торговцы, бутлегеры и содержатели рюмочных, которые вовремя не озаботились фейс- и прочим контролем. А это, как минимум, несправедливо.
Метла, Лада Гага и другие деятели культуры
В Интернете давно модно цитировать античных мыслителей. Самое популярное изречение отчетного периода принадлежит древнеримскому историку и сенатору, свидетелю произвола императоров и раболепства Сената – Публию Корнелию Тациту: «Чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы».
Насчет падения драматизировать, наверное, рановато. Но вот что касается многочисленности нормативных установлений при весьма сомнительной их эффективности, аналогии возникают самые, что ни на есть, мрачные.
Госдума 14 июня в первом чтении приняла новый законопроект по борьбе с воровством интеллектуальной собственности. По замыслу народных избранников, те сайты Глобальной Сети, где незаконно размещаются фильмы и музыкальные произведения, должны блокироваться. При этом опыт использования знаменитого «черного списка» Роскомнадзора, куда попадают доменные адреса с материалами о пропаганде суицида или насилия, похоже, пока никого ничему не научил.
Закон, повторюсь, еще не принят даже нижней палатой, однако некоторые ресурсы уже поспешили вслух отчитаться, что инициировали зачистку своих серверов. Так, популярная среди российских недорослей крупная социальная сеть начала в одностороннем порядке блокировать доступ чуть ли не ко всем знаменитым на весь мир композициям, очевидно предполагая, что у разместивших их в свободном доступе пользователей на то не было никаких прав.
Пользователи, как и принято у нас в стране, ответили ассиметрично. Вы запрещаете? Так скушайте вот это! Противоядие оказалось простым, как все гениальное. Активисты попросту начали менять названия композиций и имена исполнителей на созвучные жаргонизмы или переводить известные музыкальные бренды дословно. Это практически тут же затруднило блокировку, но никак не повлияло на трафик «пиратского» контента. Скажем, Леди Гага стала Ладой Гагой, группа Coldplay – «Холодными Играми», AC/DC преобразились в «Рокерских крутышек», а Metallica теперь сокращенно именуется обычной «Метлой». Полный список «трудностей перевода» доступен простейшим поисковым запросом.
Чего в итоге добьются авторы законопроекта? Банальной вещи, за которую владельцы русскоязычных торрент-трекеров, чьи серверы находятся в иностранных юрисдикциях, уже сейчас должны закупить и направить людям с Охотного Ряда ящики шампанского. Пользователи в поиске дармового развлекательного контента сразу после принятия закона (или же после первой значительной блокировки) попросту мигрируют к ним, настоящим пиратам. Добавив тем интернет-траффика, а, значит, рекламы и сопутствующих ей денежных знаков.
Нет, не подумайте – бороться с пиратством как таковым и штучным воровством интеллектуальной собственности, конечно же, надо. Но не методом ковровой бомбардировки, при которой ни единый воришка, как правило, не страдает. Вспомните, как пару лет назад одна районная прокуратура города Москвы попыталась запретить работу популярнейшего в сети трекера. Дело кончилось тем, что его создатели в течение суток просто ушли в «нейтральные воды» одного скромного размерами государства, откуда теперь и раздают всем желающим все, что те пожелают.
А вот несколько иной взгляд на ситуацию в комплексе. Любые соцсети или торрент-трекеры априори рассадники пиратства? Эдакие The Pirate Bayна русский лад? Как бы не так! В эпоху де-факто свободного копирайта все еще имеют силу элементарные человеческие договоренности. И если правообладатель по-людски просит администрацию прикрыть доступ к своему новому произведению, просочившемуся окольными путями в Интернет, как правило, ему идут навстречу. Попробуйте, к примеру, скачать в электронном виде последний роман Бориса Акунина. Скорее всего, у вас так ничего и не выйдет.
Тем, кто прислушиваться к рациональным аргументам упорно не желает, только и остается, что по-прежнему упрямо палить из всех пушек по виртуальным воробьям.
Кстати, особенно забавно вся эта очередная антипиратская компанейщина сегодня выглядит в исполнении бенефициаров той самой популярной российской социальной сети, чей дизайн вместе с интерфейсом до боли в глазах напоминают внешний вид куда более известного во всем цивилизованном мире ресурса с числом пользователей, давно перевалившем за один миллиард.
Скажи «нет!» крупным бриллиантам
Народная молва гласит, что когда домашнему коту совершенно нечего делать, он доводит некоторые части своего кошачьего тела просто до зеркального блеска. Молва бюрократическая, имеющая обязательность закона (а иначе в конкурентной среде и не выжить), куда жестче и конкретнее. Главное правило: бюджет должен быть освоен и, разумеется, потрачен! Иначе в следующем году «дадут меньше». На что спускать деньги, при этом не имеет совершенно никакого значения. Чем быстрее – тем лучше.
Особо циничными методами скоростного освоения средств в новейшей капиталистической истории России всегда владели два типа офисных управленцев средней руки (помимо разнообразных завхозов, разумеется – у этого подвида пальму первенства не отобрать никогда) – пиарщики и кадровики.
Первых сегодня оставим за скобками. Потому что вторые не так давно проделали такую работу в одной отечественной «крупнейшей нефтяной компании мира», какая по степени паблисити (да и по любой прочей степени) первым еще долго будет только сниться.
Компанию называть при этом не стану – догадайтесь сами, если будет на то желание. Речь же – о стандартах корпоративного поведения, правилах, подчеркивающих, что некоторые бизнес-структуры это и есть государство в государстве. Поэтому и одеваться их сотрудники должны руководствуясь четкими и жесткими правилами на все случаи многообразной жизни.
Один из персонажей «Места встречи изменить нельзя» похожую ситуацию комментировал следующим образом: «У них на Петровке, поди, целая канцелярия такие бумажки шлепает!». Над обширным трудом по корпоративному поведению, содержащим в себе еще и уникальный дресс-код, в течение нескольких месяцев трудился, наверное, не мене чем целый департамент. Выдержки из него в начале июня совершенно ожидаемо оказались в СМИ.
Итак, что же придумали кадровики-затейники для своих коллег, которые в силу обилия профессиональных обязанностей задумываются над тем, костюм какой расцветки одеть на работу, чуть ли не в последнюю очередь? Немного ни мало, четыре редакции «модного приговора». Названия у представленных вариантов, разумеется, на не родном английском языке - Business Best, Business Traditional, Business Casual и Business Friday.
Описывать каждый не будем. Достаточно перечислить не то, что разрешено, а то, в чем и с чем в офис нефтяников на набережной в центре столицы отныне лучше не приходить.
Господам сотрудникам нельзя теперь носить на работу золотые цепи, кресты и браслеты. Дамам — украшения с крупными бриллиантами и другими драгоценными камнями. Предосудительный размер, как мужских крестов, так и дамских бриллиантов, впрочем, не оговаривается. Представителям обоих полов запрещено щеголять в дредах, перьях, носить в волосах бусинки и банты. Видимые контуры нижнего белья недопустимы. Запрещены вечернее декольте, открытые живот, спина и плечи, яркий макияж — накладные ресницы, яркие тени и помада.
Некоторые правила словно вопиют о том, что вплоть до их написания и утверждения на самом верху офис нефтяного гиганта внешне напоминал то ли старшую группу детского сада, то ли 2-3 класс начальной школы спального района, то ли пляж любого турецкого курорта после десантирования на него чартера из Нижнего Тагила.
Но и это еще не все. С недавних пор в чертогах компании не стоит появляться, если вы по каким-то причинам не ночевали дома: носить один и тот же костюм два дня подряд возбраняется. Также исключены пирсинги и татуировки. Ну, если к первому постулату еще как-то можно приспособиться, то вот что делать молодому специалисту или даже члену совета директоров, которые с удалью украсили когда-то свои шеи или запястья (остальное можно скрыть одеждой согласно выданным инструкциям) разноцветным рисунком? Очевидно, со слезами на глазах брести к непосредственным авторам грозных правил, прилюдно каяться, вслед за этим забирать из их холодных рук трудовую книжку и учиться работать летом метлой, а зимой – совковой лопатой.
Да - абсолютно запрещены спортивная и пляжная одежда (что в общем и обсуждать-то грех), а также джинсы. Обычный человеческий кэжуал, кстати, не любят и в нефтяной компании-конкуренте. Поговаривают, что в джинсах в офис данного сырьевого монстра с красно-белой эмблемой не могут пройти даже сторонние журналисты. А еще одна похожая по размерам и способам заработка денег структура, где креативный одежный смерч прошел по головам уже некоторое время назад, запрещает своим сотрудникам женского пола иметь длинные распущенные волосы, длинные ногти и носить дешевую бижутерию.
Если с первыми двумя требованиями все понятно, то вот лично я сомневаюсь, что у авторов правил (вовсе, наверное, не олигархов) поднялась рука написать русским по белому, какой ценник отделяет дешевую бижутерию от дорогой. Считаю это досадным упущением и вообще недоработкой.
Пытливый читатель наверняка поинтересуется: а вам-то, любезный, что за дело? Частные компании имеют право устанавливать в своих владениях любые правила. Не хочешь? Дверь открыта! Иначе, как советовали древние, «в Риме веди себя как римлянин».
Все так. Но давайте быть циниками до конца. Зачем нужна столь детальная галантерейно-парфюмерная регламентация? Чтобы превратить толпу хиппующих разгильдяев в солидный офисный отряд единомышленников, который на любых переговорах показать не стыдно? Лично я не уверен, что в той же крупной нефтяной компании до введения дресс-кода по коридорам ходили люди во вьетнамках, спортивных штанах, с распущенными волосами и бижутерией до колен. Все же любая корпорация хоть немного но отличается от сборного пункта военкомата или того же турецко-египетского пляжа в высокий сезон.
На мой взгляд, все куда проще. В любой структуре, будь то ведомство на госфинансировании или продающая очередное «национальное достояние» корпорация, есть масса бездельников, от которых по разным причинам жалко избавиться. Почему? Да потому что эффективная корпорация с оптимальным числом хороших специалистов и управленцев это по нашим меркам как минимум не солидно. У компании Х в центральном офисе 1000 человек сидит? У нас будет 1500! Утрем Мике баки, как завещал когда-то Великий Комбинатор.
Поэтому-то, заливая в бак собственного авто очередной литр бензина, следует помнить: каждый из нас своими несколькими рублями сделал жизнь сотрудников одной крупной нефтяной компании России ярче и разнообразнее.
Ведь в конечном итоге содержание любого аппарата, хоть как-то относящегося к государству (тот, кто думает, что нефтяная отрасль может к государству не относиться, нынче проживает вовсе не в Москве и даже не в ее окрестностях) – наша с вами почетная обязанность.
Богатыри – не вы!
Считается, что кристальную стопроцентную истину изрекают только младенцы или глубокие старики. Если быть адептом данной догмы, президентов, премьеров и прочих лидеров фракций надо законодательно запретить.
Мы не столь радикальны? Значит, давайте просто слушать. Выводы при этом каждый волен делать свои собственные.
Санкт-Петербург в последние годы – любимое место устроителей юридических конференций самого разного калибра. Что, в общем, очевидно: топ-спикеры из Высших судов и ведомств-регуляторов – питерцы. C`est La Vie. А если дело происходит в городе на Неве, не надо быть оракулом – организаторы непременно позовут в президиум учителя Дмитрия Медведева и Антона Иванова, 85-летнего профессора юридического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета Юрия Кирилловича Толстого.
Не стала исключением и конференция Минюста по мониторингу правоприменения –что-что, а вот конференции и форумы у них получается организовывать просто здорово, на высшем уровне.
Однако вернемся к нашему герою. Чем прекрасен Толстой? Тем, что, будучи в почтенном возрасте, не играет роль дежурного свадебного генерала. Он именно что говорит. И говорит по делу, что думает. Можно считать многие его мысли дискуссионными. Однако вряд ли кто станет спорить с тем, что абсолютное большинство многочисленных учеников Толстого, при регалиях и архи высоких должностях, вряд ли сегодня позволяют вслух произносить подобные вещи даже в узком кругу так называемых единомышленников. А профессор и может, и не стесняется.
Поэтому просто предлагаю еще раз немного приобщиться к его неповторимому слогу:
- К Медведеву испытываю отцовские чувства. Но он не раз менял свою позицию в отношении госкорпораций. То на щит, то под нож. А в них, таких как «Роснано», идет разграбление страны.
- Власть должна быть властью. Ее должно не только уважать, но и бояться.
- Такое латание Гражданского кодекса РФ сейчас - то же самое, что отрубать хвост собаке по частям.
- Если представители парламента не готовы к законотворчеству, а судьи готовы, зачем тогда эти парламентарии?
Комментировать речения патриарха отечественного гражданского права в данном случае, считаю, излишне.
Новости
18 августа, 18:17
25 августа состоится онлайн конференция «Российский арбитражный день 2020»
08 июля, 16:31
7-й Международный Благотворительный Забег Юристов Legal Run 2020 пройдет в формате флешмобов
08 мая, 16:03
Российские суды начнут возвращаться к работе с 12 мая
08 мая, 13:01
Песков прокомментировал возможность поэтапного выхода из режима самоизоляции
08 мая, 10:00
Кудрин предложил усилить меры по поддержке малого и среднего бизнеса