Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

НОВОСТИ

Сенаторы просят правительство ускорить подписание Россией договоров по правам ребенка

Совет Федерации попросил правительство РФ принять неотложные меры, направленные на подписание Россией факультативного протокола к конвенции о правах ребенка и конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений.

По мнению председателя Межрегиональной общественной организации «За права семьи» Павла Парфентьева, проблему защиты прав ребенка необходимо, прежде всего, решать на уровне национального законодательства РФ:

- Понятно, что тема сексуальных преступлений в отношении детей – очень серьезна, и вызывает эмоциональную реакцию общественности. Однако, на мой взгляд, в России существующие в этом отношении проблемы нужно решать на уровне национального законодательства, а не тех международных актов, которые предлагает срочно ратифицировать Совет Федерации. Поэтому считаю это обращение Совета Федерации во многом необдуманным и популистским. Делая подобные предложения, членам Совета Федерации следовало бы внимательно изучить документы, о которых идет речь, понять их возможные последствия для России с учетом сложившейся у нас правовой и социальной ситуации.

К конкретному факультативному протоколу к Конвенции ООН о правах ребенка, пожалуй, нет серьезных возражений, кроме одного – Ст. 3.5 Протокола требует соблюдения «всех применимых международно-правовых актов» при усыновлении детей. Хочется подчеркнуть – речь идет не только о зарубежном усыновлении. Норма очень широкая и, фактически, может привести к требованию, чтобы Россия соблюдала в этом отношении и те международные нормы, которые она для себя явным образом не принимала – даже если эти нормы окажутся недоброкачественными и дурными. Можно себе представить, например, успешное лоббирование введения на международном уровне нормы, обязывающей страны узаконить усыновление детей гомосексуальными парами (как это уже сделано в ряде стран), что не отвечает интересам детей.

Беспокойство вызывает и то, что ратификация этого протокола может стать шагом к ратификации другого, нового факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка о процедуре сообщений, одобренного Генеральной Ассамблеей ООН в декабре прошлого года. Этот протокол дает Комитету ООН по правам ребенка квазисудебные функции, причем право обращаться в него с жалобами на нарушения своих прав получают и дети. Проблема в том, что Комитет ООН по правам ребенка уже сейчас нередко действует неправомочно (“ultra vires”), незаконно создавая для стран-участниц Конвенции новые обязательства, которых они на себя не принимали. Например, Комитет требовал от некоторых стран, якобы во исполнение Конвенции, введения у себя обязательного сексуального образования детей, в том числе вопреки требованиям их родителей. Подобные требования идут вразрез со здравыми принципами международного права, наносят ущерб институту семьи и, как мы считаем, разрушительны для общества.

В прошлом году 126 общественных организаций из России и Украины, включая и нашу, выразили свое критическое отношение к действиям Комитетов ООН в этой сфере в т.н. «Санкт-Петербургской резолюции» и призвали свои страны не ратифицировать этот новый дополнительный протокол. Наконец, Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений вызывает очень серьезные вопросы и претензии с фамилистической точки зрения. Под видом защиты от сексуальной эксплуатации в ней проводятся принципы, имеющие мало отношения к решению этой задачи.

Скажем, ст. 2 Конвенции, излагая принцип недискриминации, говорит о недопустимости дискриминации «на основании сексуальной ориентации». Хорошо известно, что эта формулировка широко используется во многих странах для пропаганды гомосексуализма и для обеспечения законодательных преференций в пользу «сексуальных меньшинств» (т.н. «положительной дискриминации»). Насколько мне известно, до сих пор в ратифицированных Россией международных обязывающих соглашениях такая формула отсутствовала. Ст. 6 Конвенции, по существу требует обязательного сексуального образования детей, формы и характер которого часто на практике оказываются противоречащими интересам и института семьи и конкретных семей.

Конвенция же требует, чтобы детям давалась информация о «рисках сексуальной экспуатации и сексуальных злоупотреблений», причем именно «в более общем контексте информации о сексуальности». Попытка применения этого принципа в России вызовет очень серьезное неприятие и оправданные протесты со стороны широкой общественности. Ст. 12 требует введения в закон обязательного сообщения каждым гражданином в соответствующие органы о любых подозрениях о сексуальной эксплуатации детей.

Подчеркиваю – о подозрениях. В наших условиях это окажется просто орудием для мести соседям, бывшим супругам и т.п. Причем если эти подозрения касаются родителей, ст. 14 предполагает возможность или удаления их из семьи, или отобрания у них на основании этого подозрения детей.

Кстати говоря, эксперты хорошо знают – нормы об «обязательном информировании» приводят на практике не к лучшим последствиям: расцветает доносительство в связи с беспочвенными подозрениями, а вот о серьезных случаях реальных преступлений, по-прежнему, сообщают недостаточно. Наконец, вызывает смущение вообще частота упоминания в Конвенции сексуального насилия в семье – особенно на фоне делаемых некоторыми деятелями заявлений о том, что эта проблема распространена очень широко. Я считаю, что такие заявления не вполне отвечают фактам и наносят ущерб институту семьи в России.

С учетом того, какая у нас сегодня сложилась следственная и судебная практика, подобные нормы в России ратифицировать просто нельзя. С фамилистической точки зрения это может привести не просто к проблемам, а к катастрофическим последствиям. Решать существующие проблемы нужно иначе, в рамках национального законодательства.

Источник: LEXPRO

Код для вставки в блог

Обновления в базе Лекспро

06 декабря, 21:44
Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 823 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237"

06 декабря, 20:53
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

06 декабря, 20:43
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

24 ноября, 18:28
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. N 31 г. Москва "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

06 мая, 12:54
<Письмо> Банка России от 30.04.2020 N 015-44/3203 "О представлении микрофинансовыми институтами отчетности"

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru