Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

АНАЛИТИКА

16 июля, 12:02
Дмитрий Самигуллин
Управляющий партнер юридической фирмы RBL, кандидат юридических наук
Биография | Все материалы автора (3)

Новые тренды административного порядка рассмотрения налоговых споров

Значительное количество судебных споров в России, запредельная нагрузка на судей, ограниченность возможности расширения судейского состава привели к тому, что государство активно внедряет механизмы снижения количества судебных споров. Речь идет как о мерах, стимулирующих альтернативные способы разрешения споров (например, о медиации), так и об установлении обязательности использования досудебного порядка.

Этот тренд в полной мере относиться и к разрешению налоговых споров. Анализ развития сравнительно молодого налогового законодательства России свидетельствует о стремлении государства снизить количество налоговых споров в суде путем развития института их досудебного урегулирования.

В 2006 году было принято решение о создании службы досудебного аудита в структуре ФНС России, а с 1 января 2009 года Налоговый кодекс установил особый порядок рассмотрения споров для решений, вынесенных по результатам налоговой проверки. Если в первое время главной проблемой института досудебного урегулирования налоговых споров являлся формализм налоговых органов (практически все жалобы налогоплательщиков откланялись), то сейчас ситуация начинает меняться. Удовлетворяется около 40% всех жалоб (по количеству), при этом процент удовлетворения в пользу налогоплательщиков оспариваемых сумм растет: 2009 г. – 13%, 2010 г. -15%, 2011 г. – 25 %.

Между тем, процент отмены судами начисленных налоговыми органами сумм свидетельствует о том, что меры по улучшению качества работы не исчерпаны. Подтверждением этого является тот факт, что в настоящий момент ФНС России подготовила предложения по внесению изменений в налоговое законодательство в части досудебного разрешения налоговых споров. Данные предложения получили принципиальное одобрение со стороны Министерства финансов. Какие же основные изменения планируются?

Обязательное досудебное обжалование всех решений, действий и бездействия налоговых органов (должностных лиц)

В настоящий момент к обязательному урегулированию споров относятся жалобы на решения налогового органа,вынесенные по результатам проверки, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.101.2 Налогового кодекса РФ). Согласно правовой позиции ВАС, данный порядок распространяется и на решения об отказе в возмещении сумм НДС (Определение ВАС РФ от 18.07.2011 N ВАС-3421/11 по делу N А53-5155/2010). Следует иметь в виду, что обжалованию в административном порядке подлежат решения как не вступившие, так и вступившие в законную силу (подача апелляционной жалобы).

В остальных случаях подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в соответствующий суд.

Обосновывая суть данного изменения, налоговый орган опирается на то, что подобная практика существует в странах ОЭСР (Организация экономического развития и сотрудничества), и данный шаг позволит существенно разгрузить суды и ускорить разрешение налоговых споров.

Увеличение срока обжалования

Установленный пунктом 2 статьи 139 и пунктом 9 статьи 101 НК порядок предусматривает, что апелляционная жалоба на решение налогового органа подается до момента вступления в силу обжалуемого решения, то есть до истечения 10 рабочих дней со дня вручения копии решения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено решение. 

Налоговым органом предлагается увеличить срок на апелляционное обжалование до одного месяца. При этом предлагается сократить срок рассмотрения жалобы на действия (бездействие) налогового органа до 15 дней. В настоящий момент по общему правилу, установленному п.3 ст.140 НК РФ, данный срок составляет 1 месяц.

Очевидно, что эти процедурные новшества позволят сделать досудебное обжалование более интересным для налогоплательщиков.

Создание двухступенчатой системы обжалования в вышестоящий налоговый орган

Основываясь на опыте ряда зарубежных стран (Греция, Польша, Словакия и др.), налоговый орган предлагает ввести дополнительную инстанцию обжалования  - Федеральную налоговую службу России – для решений, принятых по результатам камеральных и выездных налоговых проверок.

По замыслу налогового органа, обжалование в ФНС России не станет обязательной стадией для налогоплательщиков. Также подача жалобы в ФНС России не будет исключать право на обращение в суд.

По мнению начальника Управления досудебного аудита ФНС, «ФНС России ставит цель стать органом, который унифицирует подходы налоговых органов к разрешению налоговых спорных ситуаций».

 Установление процедуры рассмотрения жалоб и требований к ним

В настоящий момент процедура рассмотрения апелляционных жалоб налогоплательщиков отсутствует, и у налогоплательщика нет возможности представлять свои интересы при рассмотрении жалобы, пояснять свою позицию, предоставлять дополнительные документы. То же относится и к отсутствию четких и понятных механизмов, касающихся оформления жалобы.

Во-первых, ФНС России хочет законодательно определить основные требования к форме и содержанию подаваемых налогоплательщиком жалоб. Во-вторых, предлагается установить правило, предусматривающее возможность приглашать налогоплательщика на рассмотрение жалобы. Это будет возможно только в двух случаях: 1) при предоставлении дополнительных документов; 2) при возникновении споров о фактах (сверка расчетов, допущенные ошибки и пр.).

По общему правилу данная процедура инициируется по ходатайству налогоплательщика. Однако, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что налоговым органом допущены ошибки и что отраженные в его решении данные не соответствуют фактическим обстоятельствам, он вправе сам пригласить налогоплательщика.

Хочется верить, что практика применения нововведений будет соответствовать заявленным высоким идеям.

Код для вставки в блог

Обновления в базе Лекспро

06 декабря, 21:44
Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 823 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237"

06 декабря, 20:53
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

06 декабря, 20:43
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

24 ноября, 18:28
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. N 31 г. Москва "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

06 мая, 12:54
<Письмо> Банка России от 30.04.2020 N 015-44/3203 "О представлении микрофинансовыми институтами отчетности"

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru